Рабочая программа среднего полного общего образования по географии базовый уровень

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 6»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета.

Протокол № ___________________ от

«_______» __________________ 2013 года

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 6 г. Сланцы Васильева Н. В.

Приказ № ____________ от

«_______» _________________ 2013 года

«Согласовано»

на заседании методического объединения учителей химии, биологии, географии.

Протокол № ___________________ от

«_______» __________________ 2013 года

Рабочая программа среднего (полного)

общего образования по географии

для обучающихся в 10 классе

(базовый уровень)

Учитель биологии и географии

МОУ «Сланцевская средняя

общеобразовательная школа № 6»

Никифорова М. В.,

высшая квалификационная категория

г. Сланцы

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по географии разработана на основе:

стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.

примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов «География». М.: Дрофа, 2007 г. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев)

и в соответствии с информационным письмом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (№19-1060/11 от 09 марта 2011 г.).

Программе соответствует учебник:

В. П. Максаковкий. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место и роль учебного предмета.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников, сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его  дальнейших интересов и от его будущей работы.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе изучения нового курса предполагается акцент на практические методы обучения, самостоятельную работу обучающихся с различными источниками географической информации, в том числе с интерактивными картами, широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, создание электронных презентаций. Основными формами контроля являются зачёты (тестирование, а также устные с использованием интерактивных карт), практические работы, в том числе составление картосхем, таблиц, анализ различных источников географической информации, составление характеристик, сравнение.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Предполагает проведение 20 практических работ и 4 зачётов.

В примерную программу внесены следующие изменения:

Тема «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» включена в тему «Современная политическая карта мира», которая в свою очередь выделена из раздела «Региональная характеристика мира» и перенесена в начало курса. Общее количество часов не изменилось.

Исключена тема «Россия в современном мире» − 10 часов, так как данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая тексты, карты и статистические материалы в таблицах «Приложений».

Увеличено число часов на изучение тем:

«География природных ресурсов мира» на 1 час;

«География населения мира» с 5 до 7 часов;

«География отраслей мирового хозяйства» на 2 часа;

«Зарубежная Европа» с 6 до 9 часов, так как с этим регионом мира у России традиционно складываются наиболее тесные взаимоотношения.

Уменьшено количество часов на изучение раздела «Глобальные проблемы человечества» с 5 до 1, так как данные вопросы неоднократно освещаются на протяжении всего курса «Экономическая и социальная география мира».

Содержание программы

Раздел 1. Общая характеристика мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира (7 часов, 3 практических работы, 1 зачёт).

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие страны мира по площади территории и по численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны — архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития: развитые (страны ”Большой Семёрки”, малые высокоразвитые страны Европы, страны переселенческого капитализма), социалистические страны, страны с переходным типом экономики, развивающиеся страны (ключевые, новые индустриальные, нефтеэкспортирующие, отстающие в развитии, отсталые аграрные).

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны − члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте стран различных типов.

Составление таблицы «Государственный строй стран мира»;

Характеристика политико-географического положения одной из стран мира.

Тема 2. География природных ресурсов мира (6 часов, 1 практическая работа, 1 зачёт).

Географическая оболочка и географическая среда. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны − лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны − лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны − лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны − лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды (природные и историко-культурные) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды (биологические, энергетические, минеральные, водные), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Практические работы:

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Тема 3. География населения мира (7 часов, 3 практических работы, 1 зачёт).

Численность и размещение населения мира. Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства: современный и традиционный; их характерные черты и особенности географического распространения. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографическая проблема человечества. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Расовый и национальный (этнический) состав населения мира. Классификация народов по языковому признаку. Крупнейшие народы и языки мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения: однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Религиозный состав населения мира. Виды религий: мировые (христианство, ислам и буддизм) и национальные (индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, традиционные и языческие верования). География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации, их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Практические работы:

Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира;

Факторы, влияющие на размещение населения;

Нанесение на контурную карту стран с различными демографическими показателями.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов).

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Мировое хозяйство. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.

Международная экономическая интеграция. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛАИ, МЕРКОСУР, АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС, ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 часов, 4 практических работы, 1 зачёт).

География добывающей промышленности мира. Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Главные добывающие районы мира. Страны − лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья.

География обрабатывающей промышленности мира. Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие промышленные районы и центры мира. Страны − лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и природная среда.

География сельского хозяйства мира. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства. Главные сельскохозяйственные регионы мира. Крупнейшие страны − производители основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и природная среда.

География мирового транспорта. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны − лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда.

Всемирные экономические отношения, их виды и географические аспекты. Особая роль международной торговли, научных и производственных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг и международного туризма. Главные торговые, банковские и туристические центры мира. Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания) и принципы их выделения.

Практические работы:

Сравнительная характеристика двух металлургических баз;

Размещение отраслей химической промышленности;

Обозначение на контурной карте главных экономических районов мира;

Составление проекта международного туристического маршрута.

Перечень обязательной географической номенклатуры к разделу 1

Страны мира, богатые:

нефтью (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Венесуэла, Мексика, Россия, Китай, США, Ливия);

газом (Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Нигерия, Алжир, Венесуэла, Ирак);

каменным углем (США, Китай, Россия, Австралия, ЮАР, Германия, Индия, Украина, Великобритания, Казахстан, Польша, Канада);

железными рудами (Россия, Бразилия, Китай, США, Канада, Австралия, Индия, ЮАР, Украина, Франция, Швеция, Казахстан);

водными ресурсами (Россия, Скандинавские страны, Канада, страны центральной и северной части Южной Америки, Западной, Экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии);

лесными ресурсами северного и южного пояса (северный пояс – Россия, Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия; южный пояс – Бразилия, Колумбия, Перу, Венесуэла, страны Западной, Экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии).

Страны мира:

крупнейшие по территории (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан;

крупнейшие по численности населения, более 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония, Мексика);

с наибольшей продолжительностью жизни (Швеция, Япония и др.);

страны с наиболее высоким естественным приростом (Нигер, Маршалловы острова, ДР Конго, Йемен, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Уганда, Мали);

страны с отрицательным естественным приростом (Украина, Болгария, Латвия, Россия, Белоруссия, Венгрия, Эстония, Румыния, Швеция, Чехия).

Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Нью-Йорк, Мехико, Сеул, Мумбаи, Сан-Паулу, Джакарта, Лос-Анджелес, Манила, Дели, Москва.

Десять мировых центров: Северная Америка, зарубежная Европа, Китай, НИС Азии, Япония, Индия, СНГ, страны Персидского залива, Бразилия, Мексика.

Страны -лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия и др.

Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.

Страны-лидеры:

по выработке электроэнергии (США, Китай, Япония, Россия);

по добыче нефти (Саудовская Аравия, Россия, США);

по добыче газа (Россия, США, Канада);

по добыче угля (Китай, США, Индия);

по добыче железных руд (Бразилия, Китай, Австралия);

по добыче алюминиевых руд (Австралия, Бразилия, Китай);

по добыче медных руд (Чили, США, Перу);

по выплавке стали (Китай, Япония, США);

по производству вторичного алюминия (США, Россия, Япония);

по производству рафинированной меди (Чили, Китай, Япония);

по производству легковых автомобилей (Япония, Германия, Китай);

по производству судов (Япония, Китай, Южная Корея);

по производству станков (Япония, Китай, Германия, США, Италия);

по производству тракторов (Япония, Индия, США);

по производству химических волокон (Китай, США, Тайвань);

по производству пластмасс и синтетических смол (США, Япония, Германия);

по производству хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Индонезия);

по производству пшеницы (Китай, Индия, США);

по производству кукурузы (США, Китай, Бразилия);

по производству риса (Китай, Индия, Индонезия);

по производству сахарного тростника (Бразилия, Индия, Китай);

по производству сахарной свёклы (Франция, США, Германия);

по производству хлопка (Китай, США, Индия);

по производству чая (Китай, Индия, Шри-Ланка);

по производству кофе (Бразилия, Колумбия, Индонезия);

по производству какао-бобов (Кот-д´Ивуар, Индонезия, Гана);

по поголовью крупного рогатого скота (Индия, Бразилия, Китай);

по поголовью овец (Китай, Австралия, Индия);

по поголовью свиней (Китай, США, Бразилия).

по размерам торгового флота (Панама, Либерия, Греция).

Морские порты: Шанхай, Сингапур, Роттердам, Тяньцзинь, Лондон, Токио, Осака, Нью-Йорк.

Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралийский Союз.

Внутриконтинентальные страны: Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран:

Развитые страны («Большая семёрка», малые европейские страны, страны переселенческого капитализма);

Развивающиеся страны (ключевые, новые индустриальные, нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира).

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа: Мальта.

Раздел 2. Региональная характеристика мира.

Тема 1. Зарубежная Европа (9 часов, 2 практические работы).

Формирование современной политической карты Европы. Основные черты политической географии Зарубежной Европы.

Особенности экономико-географического положения, общая характеристика населения, природных ресурсов и хозяйства Зарубежной Европы. Главные промышленные, сельскохозяйственные, финансовые и рекреационные районы и центры Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве.

Субрегионы Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.

Экономико-географическая характеристика Германии, Франции, Великобритании и Италии.

Практические работы:

Составление картосхемы размещения природных ресурсов, отраслей промышленности и сельского хозяйства в странах Европы.

Сравнительная характеристика двух стран Европы.

Перечень обязательной географической номенклатуры по теме «Зарубежная Европа»

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхнесилезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция;

Химическая: ФРГ;

Лесная: Финляндия, Швеция, Норвегия;

Лёгкая и пищевая

Туризм: Франция, Испания, Италия.

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст