Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс УМК Перспективная начальная школа_7158

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

Утверждена

приказом директора

МБОУ Щедровская ООШ

________ /Огула Л.А.

Приказ № ____

От «____» __________ 20__ г.

Рассмотрена и

рекомендована

к утверждению

МС школы

Протокол № ____

От «__»__________ 20__г.

Рабочая учебная программа

____________по русскому языку__________

(наименование учебного предмета/курса)

___________________для 3 класса____________________

(ступень образования/класс)

______________на 2012/2013 учебный год_________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы по УМК «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук (М.: Академкнига, 2008).

(наименование программы)

Программу составила : Полякова Татьяна Васильевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Шедровка.

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, Примерной программы начального общего образования и авторской программы по УМК «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой,, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук (М.: Академкнига, 2008) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по русскому языку.

При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области №60 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района №28 от 27 . 06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011- 2012 учебном году» , «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом №56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ.

Цели обучения:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Роль учебного курса:

В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент в знаниях, умениях и навыках по русскому языку для успешного обучения в основной школе и сдачи ГИА .

Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ориентирована на использование следующих учебников и методических пособий:

Чуракова, Н. А. Русский язык : 3 класс : учебник : в 3 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008

Байкова, Т. А. Русский язык : 3 класс : тетрадь для самостоятельных работ № 1, 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

Чуракова, Н. А. Русский язык : 3 класс : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по русскому языку согласно учебного плана школы, программа устанавливает примерное распределение учебного времени : 204 ч в год ,6 часов в неделю. Из них 34 часа отведено на развитие речи. Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике.

В течение учебного года запланировано 2 часа на проведение административной контрольной работы: в начале ( входной контроль) и в конце учебного года (итоговый контроль) .

При составлении календарно-тематического планирования учтены и не внесены в календарно-тематическое планирование государственные праздники (выходные дни), совпадающие с учебными днями: 23 февраля ,8 марта ,1 и 9 мая.

Содержание курса

Фонетика и орфография.

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на –с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

Звукобуквенный состав слова.

Лексика.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология. Понятие о частях речи.

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол как части речи, их категориальное значение, синтаксическая функция в предложении. Изменение частей речи.

Синтаксис.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие обстоятельства, дополнения, определения. Формирование умения составлять смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография.

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического, обратного, орфоэпического, этимологического для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для развития речи.

Основные содержательные линии

Раздел.

Основные содержатель-ные линии.

Планируемый результат

Вид кон-тро-ля.

Базовый уровень

Повы

шеен

ный уров

ень

Знать:

Уметь:

1

Фонетика и орфография.

что такое орфограмма;

разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);

проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

писать о или е после шипящих в окончаниях существительных;

писать слова с наиболее употребительными приставками, в частности с приставкой с-, приставками на –с, -з;

писать слова с суффиксами –ек- и –ик-;

различать на письме приставки и предлоги;

обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;

Подробная характеристи

ка звуков речи (с указанием парности/непарности согласных звуков)

К. рабо-ты, ,тест , ,проверка д/з. , провероч

ные списывания, диктанты ,работа в парах ,взаимопроверка.

2

Морфемика и словообразо-вание.

значимые части слова;

разные способы проверок орфограмм (путем разбора слова по составу);

различать на письме приставки и предлоги;

сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

Разби

рать слова по составу с двумя и более суффиксами.

К. рабо-ты, ,тест , ,проверка д/з. , провероч

ные списывания, диктанты ,взаимопроверка ,работа в парах.

3

Морфология

части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

названия падежей;

признаки изученных частей речи;

изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

писать о или е после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных;

изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем времени – по лицам;

Союзы и предлоги

Проверка д/з , к.р. , тесты ,рабо-

та в парах ,взаимопроверка.,

4

Лексика и лексикография

основные отличия синонимов, антонимов, омонимов;

названия различных типов словарей и их назначение;

используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении;

находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

подбирать к словам антонимы, синонимы;

находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимологический(Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи;

использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач;

Проверка д/з , к.р. , тесты ,рабо-

та в парах ,взаимопроверка.,

5

Синтаксис

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое),

типы предложений по цели высказывания и по интонации;

находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;

соблюдать изученные нормы пунктуации;

разбирать простое предложение по членам;

составлять схему предложения;

Второстепен

ные члены(дополнение и обстоятельство,

Проверка д/з , к.р. , тесты ,рабо-

та в парах ,взаимопроверка.,

6

Развитие речи

понятие «текст»;

различные типы текстов (повествование, описание, научный текст);

определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.).

Самостоятельно писать сочинение и изложение по собственному плану.

Изложение ,устные и письменные сочинения ,работа по картине ,работа в малых группах.

Система контроля и оценки обучающихся.

Инструментарием для оценивания текущих результатов обучающихся являются тетради для самостоятельных работ.

В течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друга, выполнять работу в малых группах.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку должны показать результаты овладения школьниками разными видами познавательной деятельности. Сюда входят разные умения:

- пользоваться учебной книгой для поиска необходимой информации;

- пользоваться лингвистическими словарями, исходя из учебной задачи;

- записать текст в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации (при списывании или записи под диктовку).

Требования к оценочной деятельности учащихся учитывают положение Методического письма Департамента общего среднего образования МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (от 19.11.1998 г. № 1561 / 14 -15).

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительно: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нетрадиционных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного4 наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Отметка

Количество допустимых ошибок

Текущий контроль

(по текущему материалу)

Итоговый контроль (по пройденному материалу)

«5»

(«отлично»)

отсутствие ошибок или не более одного недочета

отсутствие ошибок или не более одного недочета

«4»

(«хорошо»)

2-3 ошибки

или

1-6 недочетов

или

2 ошибки +2 недочета

или

1 ошибка +4 недочета

(негрубая)

2 ошибки

или

4 недочета

или



Страницы: 1 | 2 | Весь текст