Раннее обучение английскому языку

В последние годы раннее обучение иностранному языку стало для нас вполне привычным и очень распространенным явлением. Если некоторое время назад, ранним считалось начало изучения английского языка в первом классе, то сейчас дошколята, а порой даже и малыши 3 лет, изучающие английский язык, уже не кажутся нам чем-то из ряда вон выходящим. И некоторые преподаватели сходятся во мнении, что оптимальный возраст для начала знакомства с новым языком, это 4 года (по согласованию с логопедом и психологом). В связи с этим все чаще родителей беспокоят такие вопросы, как:  когда лучше начать обучение и с чего, стоит ли обучать ребенка английскому языку так рано, и не помешает ли это процессу освоения родного языка.

 Бытует мнение, что раннее начало изучение иностранного языка, является усложнением содержания дошкольного образования, им даже вредно, поскольку “лишает ребенка детства”. Однако, имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в данной сфере, доказывает, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, повышает их эрудицию, образовательный и культурный уровень, расширяет кругозор. Ведь в процессе изучения иностранного языка, дети получают знания об окружающим мире, о разных странах и народах, их традициях и обычаях, культуре и многое другое.

Дети учатся общаться, быть терпимыми и толерантными к представителям различных национальностей и культур, относится уважительно и дружелюбно к другим людям. В свете того, что дети уже практически с рождения путешествуют вместе с родителями, посещают разные страны и общаются с разными людьми, это особенно важно.

Одной из причин того, что некоторые люди выступают против раннего изучения языков, как мне кажется, является то, что в сознании многих уже укрепилось определенное представление о процессе изучения языка, сформированное, исходя из собственного, чаще негативного опыта. Чтобы убедиться в этом, стоит просто спросить любого взрослого, в свое время изучавшего английский язык в школе, о том, каким запомнился ему этот предмет.

Уверяю, что большинство сразу представит себе скучный, неинтересный и однообразный процесс, сопряженный с огромными трудностями, в результате которых у людей сформировались вполне четкие стереотипы (чаще всего ошибочные):

«У меня нет способности к языкам», «Английский язык слишком трудный, я никогда не смогу выучить его», «Иностранные языки это так скучно и утомительно» и т.д. В итоге у многих сформировался даже страх перед иностранным языком, который скорее имеет психологическую подоплеку, нежели недостаток знаний.

А теперь, давайте вспомним, как быстро и просто на отдыхе за границей дети находят общий язык с местными жителями или работниками отеля, как порой легко и непринужденно играют с детьми, не говорящими по-русски, и при этом прекрасно друг друга понимают. И нередко бывают ситуации, когда родители просят детей узнать что-то у сотрудников отеля или, например, сделать заказ в ресторане.

Дети общительны и легко идут на контакт, они любознательны, интересуются всем новым, и что самое главное, в отличие от нас, взрослых, они не боятся совершать ошибки. Они не боятся быть непонятыми, не задумываются о произношении или правильности употребления слов или грамматических времен. И в этом случае, иностранный язык становится для них уже настоящим инструментом – средством общения, и они активно используют его. В то время как, многие взрослые имеют необходимые элементарные знания, но при этом испытывают внутренний страх, который выливается в невозможность общения, как такового. Они боятся быть непонятными, неправильно употребить ту или иную конструкцию, или не так произнести слово, вместо того, чтобы использовать иностранный язык как инструмент для получения знаний, для работы или же просто наслаждаться общением. Одной из причин является несовершенство системы обучения иностранным языкам в советское и постсоветские время, которая не была коммуникативно-ориентированной. Ведь в первую очередь язык – это средство общение. И самое главное, это уметь воспринимать речь на слух, и воспроизводить ее.

Поэтому одна из главных задач — максимально использовать те преимущества, что есть у детей. Любознательность, общительность и желание делать новые открытия. Исходя из этого, процесс обучения детей английскому языку должен основываться на коммуникативной методике, ведь в противном случае в изученных словах и конструкциях не будет никакого смысла. Зачем мы учим новые слова? Чтобы общаться. Чтобы смотреть мультфильмы и читать книги на английском языке.

Занятия должны строиться с учетом всех психологических и возрастных особенностей детей, быть интересными, увлекательными, подвижными и неутомительными. Ведь на данном этапе не столь важно выучить с ребенком как можно большее количество слов, которые он вскоре может забыть, но вызвать у него интерес к дальнейшему изучению английского языка, открыть для него этот удивительный и яркий мир, в котором столько интересного и увлекательного. Поэтому основное правил наших занятий звучит, как “English is fun”! И ломая стереотипы, мы доказываем, что изучение иностранного языка может быть веселой и интересной игрой, доступной и понятной детям любого возраста.

Калинцева Людмила Игоревна