Результаты работы компьтерного класса в Мариинском психоневрологическом интернате

Несколько лет назад в Мариинском психоневрологическом интернате был установлен современный компьютерный класс. Базовой программой установленной в компьютерах, является программа ПервоЛого.

Возникает вопрос, а смогут ли умственно отсталые дети работать на ПК? А нужно ли им это? Смогут, им это интересно и необходимо! Хотелось бы кратко рассказать о целях, процессе и результатах двух первых лет обучения.

В 2011-2012 году компьютерный класс посещало 35 детей, 5 групп по 7 человек, из них: 21ребенок 1го года обучения и 14 детей 2го года обучения. Занятия построены в форме кружковой работы. Возраст детей от 13 до 18 лет.

В основе обучения групповая форма работы, а так же индивидуальная работа, которые проводятся в группе, оснащенной современными компьютерами.

На занятиях использовались разнообразные методы: словесные, практические, частично-поисковые, алгоритмический, обьяснительно-иллюстративный ,коммуникативный, систематизирующий, метод контроля и другие , необходимые для достижения цели занятия.

Продолжительность занятия 30—40 минут, в т.ч. на компьютере не более 15-20 минут.

Занятие проводилось в 3 этапа:

Подготовительный — формулируется цель занятия ,повторяется ТБ, проводится дидактическая игра, или творческое занятие , которое в привычной форме отражает тот вид практической деятельности, который дети будут выполнять на компьютере; проводится офтальмотренаж. (10-15 мин.)

Практическая деятельность. Работа на компьютере.(15-20 мин)

Итог занятия. Анализируется ход выполнения и результаты работы детей. Выявляются ошибки и способы их устранения.(3-5 мин)

Оценка знаний и умений проводится с помощью итогового теста по изученному разделу.

Цель первого года обучения:

Корректировать развитие умственно отсталых детей в процессе обучения начальному уровню компьютерной грамоты, используя интегрированную творческую среду ПервоЛого.

Задачи: 1. Научить детей выстраивать и запоминать алгоритмические цепочки.

2. Развивать и формировать мышление. Память, фантазию детей, а так же мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к технике.

Результаты первого года обучения:

Дети знают и выполняют правила техники безопасности, умеют включать и выключать компьютер, научились работать с курсором, входить в программу ПервоЛого, знают где находится рабочее поле, инструменты, формы черепашки. Умеют копировать, надевать форму на черепашку, составлять сюжет из готовых форм , увеличивают и уменьшают размер форм., удаляют лишние элементы из сюжета , изменяют форму, работают в рисовалке, работают по требуемому алгоритму, играют в развивающие игры.

Конечно же существуют затруднения первого года обучения, обусловленные особенностями развития детей ( нарушенная координация , кратковременная память, плохо развитое мышление и т д):

Наведение курсора на необходимый предмет. ( длительно)

Двойной щелчок на мыши ( скорость второго щелчка медленнее чем требуется)

Открытие программ , вкладок, игр.( пошаговая индивидуальная помощь).

Постоянный повтор, проговаривание, (часто индивидуальный) алгоритмов действия .

Несоответствие предметов по размеру в сюжетах.

Плохо скоординированы движения при работе в рисовалке.

Очень затруднена работа с текстом и клавиатурой, в связи с неумением читать и писать.

Подводя итог можно отметить, что дети первого года обучения:

-познакомились с компьютером

-знают и выполняют правила поведения в КК

-детям привиты элементарные навыки работы с клавиатурой и мышью

-сформированы первоначальные понятия о компьютере и алгоритмах

-умеют пользоваться готовой программой, под контролем и с помощью педагога.

Таким образом, цель была достигнута, задачи — выполнены, но требуется дальнейшая работа с данными детьми.

Цель второго года обучения:

Закрепить и углубить знания и навыки, приобретенные на первом году обучения. Использовать специально подобранные интернет ресурсы для дальнейшего корректирования умственно отсталых детей.

Задачи:1.Развивать умение выполнять заданный алгоритм.

2. Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности.

3.Учить искать, отбирать, использовать информацию для решения стоящих перед детьми задач.

4.Учить работать с клавиатурой и устройствами, подключаемыми к компьютеру.

Результаты второго года обучения:

Детьми было повторено и закреплено, изученное на первом году обучения

Развиты и закреплены навыки работы на компьютере через игровую деятельность.

Дети научились ставить задачи и создавать алгоритм их решения.

Правильно выбирали нужные пункты меню с помощью мыши.

Освоены навыки работы с клавиатурой, научились печатать и набирать тексты, используя знаки препинания, заглавные буквы, меняя цвет и размер букв.

Работали с фотоаппаратом и встроенной видеокамерой, принтером. Научились создавать видеосюжеты и фотографировать, распечатывать на принтере.

Познакомились с интернет ресурсами; искали и копировали материал, играли в развивающие онлайн игры.

Цель, поставленная на второй год обучения была достигнута. Задачи выполнены.

Трудности, возникающие на втором году обучения связанны с плохо развитым мышлением и кратковременной памятью детей, что требует дополнительной работы и частых повторов изученного.