Родительское собрание Методы семейного воспитания ситуационная игра

СОБРАНИЕ № 4. 2 класс

ТЕМА: «Методы семейного воспитания (ситуационная игра). Итоги 3 четверти».

ВОПРОСЫ:

1.Беседа по теме . Памятка для родителей

2. Итоги 3 четверти

3. План воспитательной работы на 4 четверть.

4. Отчёт родительского комитета о проделанной работе.

5.Разное.

(Цитаты на доску: 1) «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

Д. Локк

2) Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»

Л.В. Бетховен

1.Беседа по теме .

1) Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшней встречи- методы семейного воспитания. Я думаю, вас не надо убеждать в её важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращённые к самому дорогому- к детям.

В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую человеческую личность.

НАКАЗАНИЕ ___________ МЕТОДЫ ___________ СЛОВО,

УБЕЖДЕНИЕ

ВОСПИТАНИЯ

ОДОБРЕНИЕ, СОЗДАНИЕ

ОСУЖДЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ

СИТУАЦИЙ

ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ

(См. приложение- отдельная папка)

2) Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Как заставить его служить искусству воспитания? Слово, то осуждающее- суровое и холодное; то поощрительное- ласковое, подбадривающее; то ироническое- насмешливое, саркастическое, — оно обладает огромной силой.

Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша лёгкая ирония по поводу трудно завоёванной «четвёрки» неожиданно для нас убивает радость ребёнка, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато какой затаённой радостью и гордостью светятся его глаза после нашего одобрительного замечания. О, это только начало! Вот увидите, что я ещё смогу.

Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: аша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме. Прежде чем начинать разговор, подумайте, о чём конкретно вы скажете ребёнку. Значение имеет не только каждый аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии, как собираетесь беседовать: наедине или в присутствии товарищей и т.д.

Грубость детей, увы, может быть следствием грубости и бестактности родителей – по отношению к детям, друг к другу, к окружающим.

3) В чём мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания?

Рассмотрите таблицу.

МОНОЛОГ, А НЕ ДИАЛОГ

УНИЖЕНИЕ ОКРИКИ,

ДОСТОИНСТВА РАЗДРАЖЁННЫЙ ТОН

НАШИ ОШИБКИ

ВЫМОГАНИЕ НАЗИДАНИЯ В

ОБЕЩАНИЙ ПРИСУТСТВИИ ТОВАРИЩЕЙ

БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННОСТЬ

(ДЕЛАЙ ТАК – И ТОЧКА!)

4) ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ: Прошу вас объединиться в группы по 4 человека и в течение 5 минут предложить свой вариант ответа на вопрос: « Какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам сейчас предложу (раздаёт текст)

Воспитательный сюжет «Найди ошибки»

Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час- сын уже ложится спать- зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь- переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!»

( МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: уставшего ребёнка подняли с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка(чем, между прочим, воспитывается меркантильность). Отец ожесточил ребёнка.)

Памятка для родителей.

Мы пришли к выводу, что слово материально, и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно. Я хочу вам предложить памятку№1. « О запрещённых и желательных выражениях в семье

(См.ПРИЛОЖЕНИЕ)

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить,хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

5) Второй,не менее важный метод воспитания- организация жизни ребёнка, микроклимат в семье, ваше отношение к тому, что происходит в жизни ребёнка.

Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить ,прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. А подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок и это наблюдает и копирует, считая нормой. Памятка №2. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ)

6) Я убеждена, что каждый из вас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера?

Наказание- очень сильное средство воздействия. Его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.

Способы наказания не должны быть связаны с насилием. Например : опоздал на школьный автобус- иди пешком. В очередной раз потерял деньги на обед- что ж, сегодня останешься без обеда. Обретаемый при этом ребёнком социальный опыт очень полезен, ведь ему придётся когда-то выйти в жизнь, где его никто не подстрахует.

7) ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ: Прошу вас объединиться в группы по 4 человека и в течение 5 минут предложить свой вариант ответа на ситуацию. (раздаёт текст)

Сюжет №2.

Ребёнок , вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

Комментарий психолога: В подобной ситуации необходимо рассказать реальную историю девочки Энн, случившуюся в штате Пенсильвания. Вопреки предупреждению, о котором она читала, во время затмения 4-5 минут смотрела без стёклышка или очков на солнечную «корону». В результате – через несколько дней почти полная слепота(потеряно 90% зрения). Она теперь учится приспосабливаться к миру темноты.

Рассказывая эту историю своему ребёнку, объясните, что она не принимала всерьёз предостережения взрослых, доверяла только себе. А затем, обратившись к ребёнку можно сказать: «Тебе уже 9 лет,поэтому у тебя масса возможностей делать именно то, что тебе делать нельзя. Например, кто-то предложит тебе съехать по горке на оживлённой улице. Подобно Энн, ты не можешь не отдавать отчёта в своих действиях, пока не станет слишком поздно. Я хочу, чтобы ты не столкнулся с этими трудностями.

8) Ну а теперь несколько слов о наказании.

шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас

проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример

телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры

шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка

если вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка

задача дисциплинарной техники- изменить желания ребёнка, а не только его поведение

очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его

наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату(сестре). У ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.

частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но не будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка- подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание. Не путать с ситуацией «ты- мне, я- тебе»

2. Итоги 3 четверти

Каждый из нас сопровождает своего ребёнка по жизни, идя рядом ,но не мешая ему познавать мир самому. И он знает и верит, чтобы не случилось, вы его лучший друг и вы поддержите его в трудную минуту.

Хочется надеяться, что и передвигаясь по океану учебных знаний, ваш ребёнок всегда может ощутить вашу дружескую поддержку., что вы не бросите его в пучину знаний одного.

Ну а я хочу вам в этом помочь. Пусть моя кропотливая работа пойдёт вам на пользу. Я создала для вас такие диагностические карты достижений ваших детей по которым совершенно ясно, где ребёнок спотыкается, где ему нужна ваша помощь. Окажите помощь сейчас, пока идя по дороге знаний он ещё не упал, а лишь спотыкается.

Познакомить родителей учеников с картами достижений по предметам за 2 четверть.

Раздать родителям листы «Итоги успеваемости по предметам»

Наградить грамотами учащихся за активное участие в общественной жизни

Подвести итоги:

Всего в классе 23 чел.

Закончили четверть:

По математике: Ов ур.-

В.ур –

Ср.ур. –

Н.ур. –

По русскому: Ов ур.-

В.ур –

Ср.ур. –

Н.ур. –

3. План воспитательной работы на 4 четверть.

4. Отчёт родительского комитета о проделанной работе.

5.Разное.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сюжет №1. «Найди ошибки»

Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час- сын уже ложится спать- зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь- переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!»

Сюжет №1. «Найди ошибки»

Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час- сын уже ложится спать- зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь- переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!»

Сюжет №1. «Найди ошибки»

Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час- сын уже ложится спать- зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь- переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!»

_________________________________________________________________

Сюжет №1. «Найди ошибки»

Четвероклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час- сын уже ложится спать- зовёт его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребёнка обрушиваются упрёки в жестокой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.

«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь»,- категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь- переведём в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переводите, мне всё равно!»

Сюжет №2.

Ребёнок , вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

________________________________________________________________________

Сюжет №2.

Ребёнок , вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

__________________________________________________________________________

Сюжет №2.

Ребёнок , вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

__________________________________________________________________________

Сюжет №2.

Ребёнок , вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.

ПАМЯТКА №1

« О запрещённых и желательных выражениях в семье

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить,хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.

К числу «запрещённых» выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что…

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты стал таким грубым (ленивым, неаккуратным,…)

Все люди…(такие-то, так-то себя ведут…),а ты…

Что ты ко мне пристал…

К числу желательных выражений относятся:

С тобой мне так хорошо…

Я тебе так доверяю…

У меня нет никого ближе тебя…

Ты у меня самый умный…

Ты у меня самый красивый…

Посоветуй мне…

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

ПАМЯТКА №2

«По основам нравственных отношений в семье

Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает- подражая, он очень скоро вернёт их вам.

Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка!