Родительское собрание Способы и решения конфликтных ситуаций в семье

МБОУ «Токурская СОШ»

Общешкольное родительское

собрание.

«Способы и решения конфликтных

ситуаций в семье».

Дзех В.А.- учитель начальных классов.

2013 г.

Добрый вечер! Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли на встречу с нами. Мы рады вас видеть.

Работу построим по такому плану. Вы прослушаете лекцию, где попрошу Вас принять участие в разборе примерных конфликтных ситуаций в семье. Закончим таким моментом, как рефлексия (Рефлексия- это уточнить свои ощущения- что было легко воспринимать, что вызвало затруднение, как я оцениваю свою работу, был ли я активен или пассивен).

Рефлексия.

1.Полезность встречи.

2.Актуальность обсуждаемых ситуаций

3.Атмосфера встречи

1слайд.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Почему частенько родители и дети ссорятся?» Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не могут помочь им, успокоить. Родителям некогда понять проблемы и интересы ребенка, не понимают, что для него игра- это серьезно и важно. И родители начинают воспитывать, требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад.

2слайд.

Основная мысль этого теста определить уровень опеки родителями своих детей. Посмотрите, что получилось.

9 вопрос. Любовь родителей ребенка не испортит.(Верно, я с этим согласен.)4б.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей. (Верно, я с этим согласен)-4б.

14. Защищать ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими (категорически не согласен)-1б

8. Если мать не успевает уделять время на воспитание детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально. (категорически не согласен)1б.

3.Маленького ребенка всегда следует держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы. (мне трудно с этим согласится)2.

2.Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей ((мне трудно с этим согласиться)2б.

1.Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь в их преодолении.(Может быть, это и верно)3б.

Итог: Задумайтесь над этими утверждениями.

Дети и родители

А не лучше ли обьединиться, понять друг друга и жить в добре и согласии. А чтобы получилось, нужно для себя понять несколько законов по которым живет дружная, сплоченная семья.

Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких .Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.

Представьте такую картину. Мама привела дочку в школу, она учиться в 4 классе, страдает тяжелой формой заикания, но хорошо учиться.

Печальное, страдальческое лицо матери, да и весь ее внешний вид- мука и страдание дочери уверенности в себе не придают. В дочери материнские страдания увеличиваются и не придают уверенности в себе. В дочери материнские страдания удесятеряются! Девочка на переменах сидит, не играет с детьми, вся поникшая, замкнутая, неуверенная, необщительная, маленькая страдалица. Как вы думаете, через сколько времени возникнет конфликт. Ведь, повзрослевшая дочь, начнет высказываться маме. А то что, ребенок начнет высказываться это понятно. Крик и ругань в этой семье мама обеспечила.

Мама не знает закона семьи №1- любить независимо ни от чего.

Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах жизни. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, который так хотели сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Закон 3. Ребенок должен иметь право на разьяснение и рассуждение.

Ситуация в семье: Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной.

Говоря о воздействии словом, В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно примеряться к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Один древнегреческий философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим» Умение хвалить своего рода талант.

Как говорить с ребенком?

Во-первых, не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без вас.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора- все важно.

Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребенком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учиться, другие ставя в упрек и возраст , и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, плдбадривают свое дитя, вселяя веру в будущий успех.

В чем же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляют волю и парализуют душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Ситуация в семье. Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу фигуры, становиться агрессивной и грубой, и не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: У нас в классе все девочки худеют…

Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Наказание- самое крайнее мера воздействия.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Очень важным методом является- запрещение. Оно предупреждают многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желания у детей и подростков очень много, но их невозможно и не нужно удовлетворять. « Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних»

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом потворство родителей действует очень вредно.

Ситуация в семье. Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машинку, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что игрушка ему больше нравиться, чем другому мальчику, и пусть игрушка будет у него.

Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Суть эмоциональной ситуации как средство воспитания состоит в том, что в связи с каким- либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними

Переживаниями.

Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд- это не наказание, а возможность сделать свою жизнь . Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Ситуация в семье. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказание.

Можно трудом наказывать?

Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.

Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.

Ситуация в семье. Отец требует в категорической форме, чтоб сын прекратил курить. На что сын и отвечает: « Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать».

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.

Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел- значит освоил.

Давайте , рассмотрим несколько ситуаций. Родители выбирают по билетику. Консультантом, я попросила быть В.В. Гончарук.

(Они готовятся в коридоре.)

А мы с вами проведем- релаксацию.

Волшебный цветок Добра.

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте , как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Он него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит а вас. Доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами….

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам дорого!

Разбираем ситуации.

1.В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склоны думать, что ребенок страдает. Как поступить в такой ситуации?

2.В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребенок вас обманул. Как поступить в такой ситуации?

3.Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами. Как поступить в такой ситуации?

4.Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого. Как поступить в такой ситуации?

5.Застенчивость и неуверенность в себе- характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток за умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает. Как поступить в такой ситуации?

Приготовьте карандаши, ручки. Заполним таблички. Они останутся у вас, так, что смело.

Подумайте, а стоит ли….

Мы в 4 классе на уроках «Основы светской этики» изучали золотое правило « Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

«Не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступили по отношению к тебе»

Слайд3.

Несколько способов избегания конфликтных ситуаций.

Посмотрите отрывок из сказки «Птица счастья»

(Журнал «Классный руководитель»№6-1999г.) Показали учителя- кукольный театр.

Автор: Жила-была ворона, она так долго жила, что уже и не помнила, сколько ей лет, сколько зим. Может, сто. А может быть, все двести.

Ворона.(В) Ах, какое было время! Березы были выше! Да! Как было весело! Не то, что сейчас- никого тебе веселья, никакой тебе радости!

(Вылетает бабочка, поёт песенку)

Бабочка. (Б) Ах, какой чудесный луг,

И цветы растут вокруг.

И цветы растут вокруг,

Какой чудесный луг.

Ах, как кружится голова,

Радость жизни мне дана.

Радость жизни мне дана.

Счастьем я полна,

Тра-ля-ля-ля-ля.

В. Она счастьем полна. Да знаешь ли ты, порхающее создание, что такое счастье?

Б. Ой, простите! Я не заметила Вас. Я думала, что я одна. Вы спросили о счастье? У меня сегодня день рождения. И я могу летать. Это такое счастье!

В.: Так и у меня есть крылья. Ну и какое же это счастье? Это просто крылья, без них как без рук- ни туда, ни сюда.

Б.: Да нет же, нет. Это счастье- летать с цветка на цветок, видеть всю эту красоту. Ах, я вижу солнце, я вижу небо, я вижу цветы!

В.: Ну и что? Я тоже вижу это каждый день, уже сто лет. Привыкла.

Б.: Ну что Вы! Ворона! Разве к этому можно привыкнуть? Вся эта красота наполняет меня радостью и счастьем. Мне хочется все время петь и танцевать!

В.: Ну, не знаю. Как можно быть такой легкомысленной. Только петь и танцевать!

(Появляется ёж.)

Еж: Здравствуйте. О чем это вы тут спорите?

В.: О счастье. Знаешь ли ты еж, что такое счастье?

Еж. Да я как-то не задумывался. Живу и живу. У меня всегда работы много. То домик починить, то ежата куда- нибудь заберутся, выручать надо. А вот что такое счастье- надо подумать. Что же это такое? Давайте спросим еще у кого- нибудь. Эй, Миша, иди сюда!

Медведь (М.): Здравствуйте! Чего вам?

В.: Знаешь ли ты, что такое счастье?

М.: Ну. Так сразу. Посижу подумаю .Зиму перезимовал- хорошо. Малинки сейчас покушал- хорошо. А счастье ли это? Не знаю.

Заяц (З). (подбегает) Я тут слушал и думаю. Когда вы меня от лисы прятали, поделились со мной своей силой, я был так счастлив, что у меня есть такие друзья.

М.: Вот и заяц о счастье сказал.

В.: Да какое там счастье? Разве его кто-нибудь видел?

Б.: Счастье надо почувствовать. Это как луч солнца, как дуновение ветерка, как утренняя роса, как аромат цветка.

М.: то-то я начинаю понимать. Счастье- это как солнышко, только внутри.

З.: Значит, счастье, когда мне светло и радостно внутри?

Б.: Да, да. Вы правильно думаете!

З.: А еще мне хорошо в лесу с , друзья мои. Значит , когда мы вместе, это тоже счастье?

М.: Да, когда рядом друг- это большое счастье. Даже если это очень маленький друг, как бабочка.

З.: Оказывается, счастье внутри нас. Как интересно!

В.: И когда можно рассказать о чем-нибудь интересно всем-всем-всем, это тоже счастье? И когда мы сейчас все вместе собралиь, и к нам пришло много хороших гостей это тоже счастье?

Еж: А вы как думаете?

А вы как думаете? В чем вы видите счастье?

Сейчас расскажу вам легенду.

В давние времена жила семья- 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано одно слово 100 раз и это слово «понимание»

Как вы понимаете, счастье для семьи заключается в понимании.

Рефлексия.

Если считаете, что встреча полезна, вопрос поднят актуально, встреча прошла в дружеской, непринужденной атмосфере- то берете желтую полоску.

Если что-то не так- фиолетовая полоска.

До свидания. Всего Вам доброго.

Литература.

1.Высоцкая Е.И. Родительское собрание. «Способы решения конфликтных ситуаций в семье». Журнал «Классный руководитель»- №8. 2008г.

2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5- 9 классы.

Методическое пособие. 2008г.

3.Челнокова Г.А. Сценарий родительского собрания, завершающего

учебный год.».Журнал «Классный руководитель»- №3. 1998г.