Роль имён прилагательных в речи Связь имён прилагательных с именами существительными_7869

Урок русского языка в 3 классе по теме: « Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»

Учителя начальных

классов МАОУ «СОШ № 153

с углубленным изучением

иностранных языков» г. Перми

Гайда Оксаны Михайловна

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

(ОС«Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык» 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности

Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод.

Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала

Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

2. Актуализация знаний

-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.

Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата,

н . овинка, прил . тал

- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)

- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)

По ходу работы все слова прикрепляются на доску.

-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)

- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )

- Так что такое имя прилагательное?(Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Отгадайте – ка загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

4. Наблюдение за именем прилагательным

На слайде слова:

Новенький настроение

Праздничное смородина

Душистая костюм

Голосистые соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь)

- Проверка. (Ответы: новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)

5. Первичное закрепление.

-Выполняем упражнение из учебника №313 — по вариантам /по заданию/

1 столбик — I вариант; 2 столбик — II вариант

Проверка коллективная(Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное — м.р., ед. ч.)

После четвёртого словосочетания спрашиваю:

-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)

Продолжаем проверку. После проверки всего задания — вопрос:

-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)

- Прочитаем правило в учебнике.

- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется?(Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

-Наблюдение продолжаем.

На слайде: рисунок – зимний пейзаж, не полное предложение.

- Дополните предложение. (Ответы: Зимним вечером на небе светит яркая луна.)

- Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? (Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)

Запишите это предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)

-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)

6. Словарная работа

- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.

На слайде появляется слово ФОНАРЬ

-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.

- Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)

- А знаете ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.

Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)

7. Рефлексия

- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)

На слайде не законченные предложения, закончите их

8.Итог урока

— Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?

Я оцениваю детей , выставляю отметки.

-Домашнее задание: нарисовать фонарь, упр. № 314.