Русский язык 3 класс Школа России Главные и второстепенные члены предложения

Урок  русского  языка в 3  классе (Школа  России)    

                                                               

Тема: Главные  и  второстепенные  члены  предложения.

Цели и задачи: 

сформировать представлений о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что говорится; дать понятие о подлежащем и сказуемом; о главных  и  второстепенных  членах предложения; установить  связь между  главными  и  второстепенными членами;

развивать орфографическую зоркость, умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении; учить правильно употреблять предложения в своей речи;

развивать  познавательных  интересов  уч – ся; самостоятельного  мышления; умения  анализировать, обобщать, делать  выводы

воспитывать любовь и интерес к русскому языку

создание  условий  для  успешного  усвоения  нового  материа, выбор  средств  обучения  с  учётом  психофизиологических особенностей  ребёнка.

Оборудование: карточки, изображение трёх настроений, тесты, буквы, компьютер.

 Материал:  учебник, разработки для 3 класса, художественная литература, тесты по русскому языку для 3 класса.

                                План урока.

                   

Организационный момент.

Проверка  готовности  к  уроку.

Правильная  посадка.

 Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка.

Весёлый  прозвенел  звонок. Мы  начинаем  наш  урок.

Я  улыбнусь  вам,  вы  улыбнитесь  друг  другу  и  подумайте  как  хорошо, что  мы  сегодня  вместе. Я  надеюсь, что  мы  с  вами  проведём  этот  урок  с  пользой  для  всех нас.

II.Актуализация опорных знаний.

Ребята,  приглашаю вас на « Эстафету». Два  ученика  вставляют пропущенные буквы  у  доски, остальные  в  тетрадях. Вы готовы? Давайте начнём  проверять по очереди.

Тонк…м                   беж…т

длин…ым                   мален…кая

кл…вом                       быс…ро

пт…чка                        д…рево

вытаск…вает              пт…чка

из дер…ва                   прин…сит

нас…комых.               пом…гает.

-В первом столбике есть ошибки?

- Во втором столбике есть ошибки?

-А между первым и вторым столбиком есть разница? ( Есть)

-Значить это что? (Предложение)

-Для чего нужны предложения? (Чтобы выражать свои мысли, чувства, разговаривать друг с другом)

-О ком это предложение? (о птицах)

-Какую пользу приносят птицы? (уничтожают  вредных насекомых)

-А как относятся люди к птицам?

Развитие  речи.

- А  какие  пословицы  о  дружбе  вы  знаете? (Ученики  называют). Мне  очень  понравилась  пословица « Друг  познаётся  в  беде». Почему  так  говорят? Запишем  её  в  тетрадь  и  на  доске.

- Подчеркните  главные  члены  предложения, покажите  связь  с  второстепенным  членом  предложения.

Дайте  характеристику  предложению:

Какое оно? (Повествовательное, невосклицательное, распространённое)

- Назовите  орфограммы.

IV.Целеполагание. Постановка  проблемы.                                                    

Сегодня  мы  продолжаем  изучать  предложение. А  что  мы  уже  знаем по этой теме? (Ответы  учеников)

Прочитайте  в  учебнике сведения о членах предложения. На  какие 2 группы делятся все члены предложения? (Главные  и  второстепенные)

-Почему подлежащее  и  сказуемое  называют  главными  членами? (Без них не было бы предложения)

-Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют  подлежащее и сказуемое)

Презентация. Слайд№1-4

v. Физкультминутка.

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка в год здоровья

На урок  приходит в класс!

Год здоровья и спорта

Повстречайте веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей! Потянули и вздохнули

Отдохнули?

Отдохнули!

VI. Самостоятельное  применение  знаний.

У  вас  на  партах  карточки. Нужно  вставить слова  вместо  пропусков. Подчеркнуть  подлежащее и  сказуемое.

Гремят ________  молодые,

Вот __________ брызнул,

__________  летит.

Повисли  ________  дождевые

И __________ нити  золотит. (Ф. Тютчев)

-Какой  член  пропущен в  этих  предложениях? (подлежащее)

-Что  нам  неизвестно, когда  пропущено  подлежащее? (о  ком  или  о  чём  говорится  в  предложении?)

С  горы _________ поток  проворный,

В  лесу _________ птичий  гам

Игам  лесной, и  шум  нагорный

Всё _______ весело  громам. (Ф. Тютчев)

-Какой  член  пропущен  в  этих  предложениях? (сказуемое)

Что  неизвестно,  когда  пропущено  сказуемое? (что  говорится  о  подлежащем?)

 VII. Работа  с  учебником.

Работа  по  учебнику с материалом.

-Какие  бывают  члены  предложения?

-Какие  члены  предложения  называются  главными?

-Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?                                                                                                               

 2. Открыли все учебники. Найдём упражнение. Первый ряд читает первое предложение, а второй ряд второе предложение. Перепишете и подчеркните главные члены предложения. А сейчас поменяем тетради и проверяем работу друг друга.

 IХ. Подведение  итогов (рефлексия)

Сегодня  на  уроке  я…(составлял предложения, находил  главные  члены…)

-Какие  члены  предложения  называются  главными?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

И….(находили  второстепенные  члены  предложения)

-Что  такое  второстепенные  члены  предложения?

   

Давайте вспомним и попробуем заполнить эту таблицу.

Главные члены

  предложения.

Обозначает

      что?

На какой вопрос

      отвечает?

Подлежащее

О ком или о чём говорится в предложении.

Кто? или Что?

Сказуемое

Что говорится       о подлежащем.

Что делает?

Что делают? и др.

Эту таблицу запомните, она пригодится вам в старших классах.

-Скажите,  как  вы  оцениваете  свою  работу? Покажите,  какое  у  вас  настроение  после  завершения  урока?

Спасибо  за  урок. Вы  все  хорошо  работали.

Х. Заключительная часть.

1. Домашнее задание.

      

Предложение

На первом месте стоит

Подлежащее

Сказуемое

1.Следом двигались старые гуси.

2.Молодёжь находилось в конце стаи.

3.Приближалась ночь.

4.Угас последний луч солнца.

5.Стая опустилась на землю для ночёвки.

2.Выставление оценок.