Разработка урока обучения грамоте чтению и письму по теме Согласные звуки в в Письмо ст_7473

Согласные звуки В, В. Письмо строчной буквы В

ТЦУ: — Продолжить работу по развитию фонематического слуха, обеспечить умение слышать звуки В, В и обозначать их буквами, читать слоги, слова с этими буквами; умение сравнивать записи одинаковых слов, диалоги и читать их по-разному; продолжить работу по обучению пересказа текста и декламации стихотворных произведений;

- способствовать развитию речи, мышления, мелкой моторики, воображения; умения перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот; развитие тактильной и мускульной памяти на материале данного урока;

- заинтересовать учащихся интересным, методически богатым уроком.

Оборудование: презентация, , .

Метод обучения: эвристическая беседа с элементами рассказа.

Ход урока

Этапы

Д.м

СУМ

1.Орг.момент

2.Повторение изученного и подготовка к восприятию нового звука.

3.Изучение нового звука

Физминутка

4.Закрепление изученного

5.Работа по странице букваря

Физминутка

6. Итог урока

1

2

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

1.

2.

3.

4.

1.

1.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок обучение чтению. Проверьте всё ли у вас готово к уроку и приготовьтесь внимательно меня слушать.

- Сегодня на уроке мы поведём разговор о новых согласных звуках. Будем учиться правильно и каллиграфически верно обозначать их строчной буквой.

Но для начала давайте вспомним,

- На какие две большие группы можно разделить все звуки речи? ( на гласные и согласные)

- Какие звуки называются гласными? (при произношении тянутся и не встречают во рту преград).

- Как по-другому можно назвать все гласные звуки? ( Ртораскрыватели)

- Какие звуки мы называем согласными?

-Как по-другому можно их назвать? (ртосмыкатели).

- Какими могут быть согласные звуки? ( Твёрдыми и мягкими)

- Что позволяет согласному звуку произноситься твёрдо? (гласный звук, который является показателем твёрдости предшествующего согласного звука).

- А какие гласные звуки являются показателем твёрдости согласного звука. Произнесите их. Это гласные в верхней строке ленты.

- А какие гласные являются показателем мягкости согл.звука? ( в нижней строке ленты).

- Кто помнит, как называются гласные звуки е,ё,я,ю? ( йотированные)., потому что на письме они могут обозначать два звука.

- Какими ещё могут быть согласные звуки? ( звонкими и глухими)

- Какие согл. мы называем звонкими? ( произносятся при помощи голоса)

- А какие согл. мы называем глухими? ( которые произносятся только при помощи голоса и шума).

- Посмотрите на ленту памяти и произнесите согласные, которые всегда звонкие и мягкие ( й).

- Произнесите согласные, которые всегда только звонкие (л,м,н,р). Как мы называем такие согласные? ( сонорные).

Какие два согласных звука мы изучили на прошлом уроке чтения? ( Б, Б).

- Посмотрите на изображения животных и назовите только тех животных, в названии которых слышится твёрдый звук Б.

( баран, белка, бегемот, бобры)

- Дайте характеристику звуку Б по схеме ( согл., твёрдый, звонкий, парный).

- назовите тех животных, в названии которых слышится звук Б? ( белка, бегемот)

- Дайте характеристику звуку Б по схеме.

А теперь мы занимаемся изучением ещё двух новых согласных звуков. Что же это за звуки вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. .

- Ребята, кто же это? (Верно. Это волк.)

Посмотрите на иллюстрацию волка.

- Скажите, что вы знаете о волках?

Послушайте и запомните, что я вам расскажу об этом животном.

(ВОЛКИ, род хищных млекопитающих семейства волчьих. 7 видов: волк, шакал, койот, рыжий волк, домашняя собака и др. В Евразии, Африке, Центр. Америке, Гренландии; на территории России 2 вида — волк и шакал. 3 вида и 1 подвид в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

- Что вы запомнили об этом хищном животном?

- Прочитайте слово волки по схеме.

- Сколько слогов в слове? Почему? Давайте проверим. ( приготовили ладошки).

- Какой слог ударный? Почему?

- Давайте произнесём первый звук в этом слове, проследите за своими органами произношения.

- Как произнесли?

- Какой звук В? ( согласный, твёрдый ( почему?)

- Кто может дать полную характеристику этого звука по данной схеме:

Звуки

Согласные гласные

звонкие глухие

твёрдые мягкие

(2-3 ребёнка характеризуют звук по схеме).

Посмотрите на следующею иллюстрацию.

- Что это? Вишня

- Что такое вишня?

- Прочитайте слово вишня по схеме.

- Сколько слогов в слове? Почему? Давайте проверим. ( приготовили ладошки).

- Какой слог ударный? Почему?

- Давайте произнесём первый звук в этом слове, проследите за своими органами произношения.

- Как произнесли?

- Какой звук В? ( согласный, мягкий ( почему?)

- Кто может дать полную характеристику этого звука по данной схеме:

Над какими двумя новыми звуками мы с вами работаем?

А теперь, я читаю слова, а вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите новый звук: ворона, стол, парта, вилы, Иван, ветер, ваза, виза, вата, лампа).

Работа со слоговой таблицей.

Посмотрите на слоговую таблицу и найдите слева новый согласный В.

- Какой буквой на письме и при чтении мы будем обозначать звуки в, в.

- Составьте нам прямые открытые слоги с новым звуком и произнесите их, пользуясь слоговой таблицей. (ва,во,ву,вы,ви).

- Составьте обратные закрытые слоги. ( ав, ов, ув,ив).

- Подберите к слогу ва такой слог, чтобы получилось слово. ( вата,); Вика, вилы ( к слогу ви).

- А теперь я показываю на слоги, а вы составляете слова ( кино, сила, Нина, рука, сало, ворота).

Посмотрите на доску.

Читаем первый столбик хором вместе со мной.

вэ

ва

ви

- Что такое вэ? Это название буквы.

- Что такое ва? (слог). Придумайте слова со слогом ва. ( ваза, вата, вагон).

- Что такое ви? ( слог). Придумайте слова со слогом ви. ( вихрь, виток, виза, вилы).

- Могут ли эти слоги быть началом слов « Валя»,

«Вика», « Виталик».( Нет. Почему?).

- Посмотрите на второй столбик? Что это? ( это слова). Давайте прочитаем все вместе.

- Посмотрите, чем похожи слова второго и третьего столбика? (одни и те же слова: вы, вам, вас).

- А чем тогда они отличаются? (в третьем столбике слова записаны с большой буквы)

- Почему с большой буквы? (это правило речевого этикета при уважительном обращении к человеку, при оформлении поздравительных открыток).

Открыли учебники на с. 52

- Посмотрите на текст. Что особенного вы заметили в этом тексте? Что у него есть? ( заглавие)

- Прочитайте это заглавие.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

- Ребята, кто любит рыбалку?

- Какую рыбу вы ловили летом с родителями?

Вот об этом ребята и наш рассказ.

- Читаем рассказ про себя, готовимся к прочтению рассказа вслух.

- Чтение по предложениям.

- Прочитайте первые два предложения, третье и четвёртое, пятое и шестое предложение.

- А кто прочитает весь текст целиком?

- А кто ещё лучше может прочитать? (2-3 человека читают ).

- Найдите и зачитайте все слова со звуком В.

( в каждом слове анализ звука: какой звук, в каком слоге).

Работа над многозначностью.

Посмотрите на доску и прочитай про себя первую строчку.

- Читаем вслух: Воробей клевал крошки.

- Скажите, что это значит? (собирал, питался крошками).

- Прочитайте про себя вторую строчку.

- Читаем вслух: Рыба хорошо клевала.

- Что это значит?

- Читаем третью строчку: Витя клевал носом.

- Что это значит?

- Что интересного вы заметили во всех этих предложениях? ( повторяется слово клевать).

- Скажите, а в одинаковом ли значении употреблено это слово во всех предложениях?( нет, неодинаковое значение).

Посмотрите как интересно, одно и то же слово, а употреблено в разных значениях.

- Кто знаете, как называются такие одинаковые слова с разным значением?

- Такие слова, которые употреблены в нескольких значениях называют многозначными словами.

- Какие два звука мы выучили?

- Какими буквами они обозначаются на письме?

- Дайте примеры слов с этими звуками.

Письмо строчной буквы в

ТЦУ: — Обеспечить понимание учащимися различия в написании печатной и письменной строчных букв; проанализировать элементы, из которых состоит данная буква; научиться правильно и каллиграфически верно записывать данную букву;

- Обеспечить развитие почерковедческих навыков написания отдельных элементов, букв с этими элементами и слов с изученными буквами, развитие мелкой моторики;

- Обеспечить воспитание интереса и старательности при написании данной буквы.

Оборудование: презентация, карточки с бархатными буквами, карточки с печатными буквами, алфавит на кальки, картинка паровозика, минусовка «Голубой вагон», Спутник букваря с.50-51.

Ход урока

Этапы

д

Содержание учебного материала

1. Орг. момент.

2.Повторение изученного на уроке чтения.

3.Работа над новой буквой

4. Работа в прописи.

5.Письмо слияний, слов.

Гимнастика для рук

6. Списывание слов.

7. Итог урока

1.

2.

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

Сели все красиво и приготовились внимательно меня слушать. Мы начинаем урок обучение письму.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Нам понадобиться пропись № 2, ручка, карточки с буквами, алфавит на кальки. Мы будем учиться правильно и каллиграфически верно записывать строчную букву В

- Вспомните, какие два новых звука мы изучили на первом уроке? ( звуки в, в).

- Каким цветом данный звук обозначен на ленте памяти? Почему? (согласные звуки мы обозначаем синим цветом).

- На какой строчке изображён графически данный звук буквой? Что это значит? (звук звонкий).

- Почему звук В изображён в третьем столбике ленты памяти? (это парный звонкий звук)

- Какой звук будет парным глухим для звука В? ( звук ф)

- Послушайте отрывок из сказки А. Милна « Вини – Пух и всё – всё – всё » и ответьте на вопрос: Откуда к медвежонку пришло такое интересное имя? (чтение отрывка и последующий ответ на вопрос).

- Назовите первый звук в имени медвежонка?

-Какой звук будет являться парным по твёрдости — мягкости?

- Придумайте слова, в которых звук В будет мягким.

- Придумайте слова, в которых звук В будет твёрдым.

Давайте сделаем вывод. Каким же может быть согласный звук в? (твёрдым и мягким, парный звонкий).

Мы с вами повторили изученные звуки. Дали им полную характеристику. Наша задача на уроке на уроке письма научиться правильно и каллиграфически верно обозначать изученные звуки буквами.

- А какой буквой на письме обозначаются данные звуки? ( буквами В, в).

Посмотрите на карточку. Вот это буква В,в печатные, а это письменные.

- Скажите, в прописи мы пишем какими буквами? (прописными).

Письменная буква В бывает двух видов.

- Кто мне скажет, каких?

Большая письменная буква в называется заглавной, а маленькая – строчной.

Мы с вами будем отрабатывать написание строчной буквы в.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст