Разработка урока во 2 классеПравописание слов с сочетаниями жи ши_7588

Тема: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»

Цель: уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых шипящих и развитие умения правильно писать сочетания «жи», «ши».

Задачи:

1) повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначениях их на письме;

2) выработать навык правописания сочетаний «жи», «ши» в словах.

3) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание, устную и письменную речь;

4) воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

I. Организационный момент.Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты.

Получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет букву. Прочитайте скороговорку.

Ужа ужалила ужиха,Ужу с ужихой не ужиться.

-Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?

Расскажите, что вы знаете о этом звуке?

1)согласный

2)звонкий

3)всегда твёрдый

4)парный, пара звук ш.II. Чистописание .

Используя ж и ш, напишите слоги с гласными а, у, и, о, ы

Жа ша жу шу жи ши жо шо

_Почему нельзя составить слоги с буквой ы?-Кто догадался, с какой орфограммой мы будем работать на уроке?Правописание жи-ши. Тема урока сегодня- «Правописание сочетаний жи-ши.»-Новая для нас эта тема?

Почему?( изучали в 1 классе)-Зачем же сегодня мы снова обращаемся к этой теме?-Какую цель мы ставим перед собой сегодня на уроке?(Повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой).

-Давайте вспомним правило(Читаем хором)Жи – ши пиши с буквой И.Так, с заданием мы справились, можно ехать.

Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду. III. Объяснение нового материала.Посмотрите, сколько пассажиров у поезда!

Давайте назовем всех, кто едет с нами.

Ж. раф, морж . , уж . ,

мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .

- Списать слова, вставив пропущенные буквы.

Ученики проговаривают слова.

Нас приглашает проводник.

- Что вы заметили в её словах?

Пассажиры, усаживайтесь в вагоны.

IV. Основная часть урока

Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты — «купе». Поехали. Посмотрите в окно: кругом лес.

Психологический настрой для работы в парах.

Одному трудиться сложно

Парой будет веселей!

Нам работать нужно дружно

Ну, ребята, посмелей!

- Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре.

-Вставьте пропущенные буквы. Разделите текст на предложения.

- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи,ши?

- А чтобы правильно разделить текст на предложения?

В лесу тиш…на там живут разные ж….вотные лес – это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

Проверяем, какие буквы вы вставили.

- Сколько предложений получилось?

Выпишите из текста 2 предложение. Найдите грамматическую основу.

- Почему в лесу надо соблюдать тишину?

-Чем является лес для животных?

- Почему с ним надо дружить?

Аудиозапись: « Звуки леса».

-Какой разнообразный живой мир в лесу.

Но всё живое нуждается в защите и помощи человека.

Берегите природу!

«Птицы, звери, деревья и рыбы,

И цветы на окошке твоём.

Всё, что с нами живёт на планете,

Жить не может без нашей любви».

-Кто был самый внимательный и услышал слова на наше правило?

V. Физкультминутка

За окном станция Зарядкино

Учитель: Если вы услышите слова с сочетанием жи – приседаем , с сочетанием – ши – хлопаем, если не услышите сочетаний жи-ши – топаем.

Широкий, жить, шить, животное, цирк, живот, шишка., пассажир, цифры, вершина, пружина, кувшинТихо садимся на места… VI. Закрепление

Продолжаем наше путешествие.

Чтобы нам в поезде не было скучно, давайте поиграем.

В данных словах подчёркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках.

Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть слова, в которых замена букв невозможна!

малина(ш),

сыр(ж),

ели (ж)

липы(ш),

мышки (ш)

- Какое правило мы применили для грамотного написания слов?

VII. Следующая станция «Прятки»

Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова. Запишите новые

слова, объясните их правописание.

Закружились (жили), машина (шина), камыши

(мыши), пушистый (уши).

Нашли знакомые орфограммы и подчеркните их.

(написание гласных после шипящих).

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши?

(Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

VIII. Самостоятельная работа.

Следующая станция «Самостоятельная»

Выписать из текста слова с нашей орфограммой.

1 вариант с сочетанием ши

2 вариант с сочетанием жи

Вот шмель пуш…стый, ж…рный

В ш…повнике жужж…т.

Поуж…нать душ…стым

Нектаром он спеш…т.

Нектар – сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Молодцы, все справились с заданием!

IX. Подведение итогов

- На какое правило нам встретились в пути слова?

- Какая гласная буква пишется в сочетании жи-ши?

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правило: Билет на память сохранив, Запомни навсегда: Жи, ши пишите с буквой И!

На следующих уроках мы продолжим путешествие.

Если на уроке у Вас все получалось и вы не испытывали трудностей, то возьмите билет розовый, а если у вас были затруднения, то жёлтый.