Развитие духовно — нравственных качеств личности младших школьников через систему внекл

Развитие духовно — нравственных качеств личности

младших школьников через систему внеклассных мероприятий

с детьми и родителями.

Цель:

Формирование гуманных отношений между детьми, нравственных ценностей через систему воспитательных мероприятий; воспитание у них действенных нравственных чувств. 

Задачи:

• формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей; управлять их поведением;

• формировать сознательное отношение к общечеловеческому дому; утверждение единства слова и дело как повседневной нормы поведения; воспитание самоуважения и уверенности в себе чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, настойчивости в выполнении любого дела. 

• формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни; 

• формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну. 

 В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

  Итак, формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности.

Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Я хочу поделится опытом работы по данному направлению.

          Так одним из главных направлений в моей воспитательной системе 2008 года является духовно – нравственное направление.

         Цель моей работы — создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему  воспитательной работы с детьми и родителями.

Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

1)       комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

2)       разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;

3)       проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.

Этап организации взаимодействия субъектов (учитель-ученик-родитель) воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

   — систему классных часов и мероприятий по духовно – нравственному воспитанию;

   — реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс); 

II. Работа с родителями, включающая:

   — беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

   — проведение тематических родительских собраний.

Немного остановлюсь на классных часах и мероприятиях. Темы для классных часов стараюсь подбирать на нравственную проблему: «Уважай старших», «Удивительное рядом», «Культура речи» , «Что такое классный коллектив?» и др. Провожу мероприятия с участием родителей. Например, «С чего начинается Родина?», «Праздник урожая», «День матери», «Возлюби ближнего как самого себя», «Традиции православных праздников» и др. Причём родители являются не просто зрителями, но активными участниками. Они заранее получают задания, например, подготовить рассказ о знаменитом родственнике или выпустить стенгазету, а иногда вносят и свои идеи в подготовку мероприятий, готовят сценки, танцы с детьми, делают костюмы. Детям очень приятно работать с родителями, чувствовать их поддержку.

Особое внимание уделяю православным праздникам. О каждом празднике стараюсь рассказать или прошу подготовит сообщение детей. Они с удовольствием выполняют эти задания, узнают дома у родителей о празднике и в классе уже на своём доступном языке рассказывают ребятам. Опять идёт работа с родителями, т.к . они вынуждены искать информацию. Есть праздники, которые мы традиционно отмечаем в классе. Это Рождество и праздник «Жён-мироносиц». Ребята готовят сценарий, поздравления и подарки для родителей. Те в свою очередь тоже не остаются в стороне, каждый праздник у нас заканчивается чаепитием. Родители вместе с детьми сами готовят к чаю угощения, рассказывают рецепты, даже делают презентации своих блюд в стихах, что бывает очень интересно и приятно. Так обыкновенное чаепитие мы опять стараемся провести с творчеством и выдумкой, например, приготовить необычное блюдо. Или на празднике урожая все сладкие блюда к чаю должны быть на осеннюю тему. Одним словом, стараюсь родителей вовлекать в школьную жизнь, делать воспитание детей совместным, а не отдельно школа и отдельно родитель.

   Начиная со 1-го класса, мы работаем в данном направлении по курсу «Истоки». Он включён у нас во внеурочную деятельность. Веду этот предмет уже 4-й год.

В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 1 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Я считаю, что этот предмет семейный. Так как многие задания возможно выполнить только с помощью родителей. И считаю, что это очень хорошо. Так, например, даётся задание в тетради заполнить родовое дерево. Тут ребятам сложно справиться без родителей. В тетради надо заполнить только три поколения, а родители увлекаются и доходят до 7 колена. Или даю понятие «реликвии». Прошу на следующий урок из дома принести реликвии или нарисовать, и подготовить рассказ о ней. Опять без помощи родителей не обойтись, привлекаются к заданию даже бабушки и дедушки. Разве это не воспитание, когда они дома из уст взрослых узнают удивительные истории, связанные с вещами, которые возможно наблюдают ежедневно, а у родителей в суматохе дел времени не находится рассказать об этом, а тут школьное задание. Надо выполнить. Так происходит приобщение к семейным ценностям, традициям. Тоже самое рассказать о семейных традиционных праздниках. Очень понравилось мне сообщение одной девочки, что самым любимым праздником в их семье является день свадьбы и венчания их родителей. В этот день они накрывают на стол, одевают праздничные костюмы, причём мама надевает свадебное платье, три дочки тоже в белоснежных платьицах. Она даже фотографию принесла. Это ли не радость, когда главным праздником в семье считается день создания семьи. Девочка рассказывает об этом, а другие с вниманием слушают, глазки горят. Придут домой, расскажут, может и другие последуют примеру, крепче станут наши семьи. Каждое задание по этому предмету имеет нравственный характер. Вот проходим тему «Деревня». Казалось бы о какой нравственности тут говорить. Но задания и материал курса подобраны очень хорошо. Мы узнаём, что в деревне все знают друг друга, горе и радость на виду. В деревне принято помогать друг другу в беде — это давнее правило деревенской взаимовыручки. Подводим к тому, что и в более крупных населенных пунктах человек должен поступать так же, быть милосердным, даже незнакомому человеку. Вспоминаем притчу о добром Самарянине, который помог незнакомому человеку, даже другой веры. А на дом задание: узнать у родителей про жизнь в деревне, написать сочинение «Малая родина моих родителей». И опять взаимодействие с родителями. Должна отметить, что родителям нравится данный предмет, они сами об этом говорят, ни разу от родителей своих учеников не слышала ропота по поводу введения этого предмета. Говорить и раскрывать нравственность данного курса можно долго. Каждая тема является нравственной и воспитательной.

Для преподавания этого предмета учитель должен проникнуться любовью к тому, что он говорит, быть с этим согласен. Конечно, предмет опирается на христианскую культуру, на православие, но никак не ущемляет других верований. Все преподается в форме ознакомления, а не навязывания взглядов. А ведь культурные ценности у всех народов, какую веру бы они не исповедовали, одинаковые, основанные на любви к ближнему, Отечеству.

Уроки проходят интересно, по крайней мере, я так чувствую. Дети тоже проявляют интерес к изучаемому материалу. На уроках стараюсь использовать не только материал учебника, но и рассказывать случаи из жизни, из того, что прочитала когда-то. Читаю детям рассказы по теме. Очень выручают рассказы Бориса Ганаго. Тематика его рассказов очень разнообразна. Не скрою, очень помогают проповеди Батюшки, стараюсь при удобном случае донести их до детей. Вот такой простой жизненный материал, «замешанный» на теоретический материал учебника хорошо усваивается детьми. Я уверена, что эти уроки «Истоков» не пропадут даром и дадут впоследствии хорошие всходы и урожай!

Работа с родителями, естественно, продолжается и на родительских собраниях, где мы тоже затрагиваем вопросы нравственного воспитания.

И всё – таки, что бы мы не проводили, чтобы не говорили в школе, главное воспитание происходит в семье.

Ещё в первой половине XX  века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и  их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.

Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:

- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;

- доброжелательность участников воспитательного процесса;

- активные и неравнодушные к своим детям родители.

Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- принцип гуманизма;

- принцип опоры на положительное в личности ребенка;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований школы, семьи и общественности.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.