Развитие творческого мышления на уроках русского языка_7734

Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей

Родной язык — это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считаю принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока.

Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Конечно, использую на уроках и обычные каналы усвоения знаний, но чаще стараюсь, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ. Все это содержит творческий элемент.

Стараюсь, чтобы дети добывали сами базовую информацию, и они «изобретают», например, правила орфографии, открывают новые для себя понятия. Например, в 1 классе при изучении темы «Имя прилагательное» детям было предложено такое упражнение.

Прочитайте орфографически слова, исследуйте и придумайте интересное задание.

мороз, красное, грустная, песня, проворные, лютый, ручьи, солнце

Дети рекомендуют разбить слова на два столбика — существительные и прилагательные. На доске появляется запись:

песнякрасное

солнцегрустная

ручьилютый

морозпроворные

— Какой столбик вам знаком? Исследуйте. Докажите, что это имена существительные. (Одно существительное множественного числа.)

Прочитайте 2-й столбик. Докажите, что это не имена существительные, не глаголы. На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная и т. д.?

Соедините пары слов правильно. (Дети связывают в словосочетание два слова. Делают вывод.)

Упражнение. «Угадай, что за зверь».

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверёк этот пугливый. (3 а я ц.)

И этот зверь живёт в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лис а.)

Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?

(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные.)

серый, белый, рыжая — цвет

короткий, длинный — размер

пугливый, хитрый — характер

Упражнение. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Допишите слова, признаки которых названы:

золотая …

синее …

высокий …

разбитое …

сварливая …

Творческие задания.

Запишите, какими бывают:

улыбка …

взгляд …

походка …

(Возможно до 100 характеристик.)

Слово дождь для каждого звучит по-разному, подберите признаки этого слова.

А вот как проводилась работа в I классе по теме «Гласные и согласные звуки». Я сообщаю учащимся:

- Вместе с героями книги Эдуарда Успенского «Школа клоунов» мы познаем, что звуки — это все то, что мы слышим, когда закроем глаза. Закрываем глаза и представляем себе, а потом воспроизводим, как шипит змея (ш-ш-ш), жужжит пчела (з-з-з), рычит тигр (р-р-р). Поем вместе с клоунами. Неслучайно ведь гласные называют «ртораскрыватели», а согласные — «ртосмыкатели». Благодаря гласным наша речь благозвучна, хорошо различима.

Мы — гласные, мы — гласные,

Стогласные и властные.

Мы, как фундамент, в слове.

— В чем «власть» гласных в слове? Почему «фундамент» в слове? Попробуйте спеть:

В лесу родилась а-а-а (б-б-б),

В лесу она росла ы-ы (м-м-м),

Зимой и летом у-у-у (к-к-к),

Зелёная была о-о (в-в).

В классе разыгрываем сценку:

Гласные звуки

Купили когда-то

По два нарядных костюма на брата.

По два костюма купили —

И рады,

И то и дело меняют наряды.

По два костюма на брата?!

Не много ли?!

Гласные звуки, я думаю, щеголи,

Франты, лентяи, гуляки…

Да что ты!

Звукам костюмы нужны для работы!

А для чего им переодеваться?

В этом попробуй-ка сам разобраться!

(В. Левин.)

Задание. Запишите буквами:

[луга] — [л'устра], [пар] — [п'атка]

луга — люстра; пар — пятка

О каких костюмах говорится в стихотворении? Зачем гласным звукам понадобилось два костюма?

Посмотрим еще один урок по теме «Корень. Однокоренные слова».

Учитель начинает сказку (можно нарисовать дерево, где на ветках даны однокоренные слова):

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово — слово корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам — рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот — садовод.

С ним — садовник идёт.

Очень интересно гулять

В саду словесном.

Продолжим прогулку и придумаем еще слова, происшедшие из корня -сад-.

Родник родит речку, а река льётся — течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как сладко выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.

Задание. Найдите общую часть. Сравните их по смыслу. Проанализируйте, в чем их различие. Сделайте вывод, какие слова называются родственными.

Упражнение. А вот эти слова растерялись, заблудились в словесном саду и не могут найти своих родственников. Помогите им.

Горе гора горный, горюшко, пригорок, горевать,

гористый, горький, горочка, пригорюнились пол поле полевая, напольное, полюшко, половик,

половица, половая

рис рисунок рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод

Большое внимание на уроках уделяю развитию фонематического слуха. Это не только фонетический разбор, но ежедневные короткие упражнения, которые мы называем фонетической зарядкой, например:

Есть ли мягкие звуки в словах: шёпот, чудо, браться, цирк, шиповник, конечно, мышь, дрожь?

Сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Составьте слово из звуков:

глухой, пара звука [з]с

глухой, пара звука [д] т

гласн, [о] под ударениемо

звонкая пара звука [к]г

Вот еще пример, как в свете проблем развивающего обучения строится работа по чистописанию.

I I класс. Правописание ь и ъ знаков (названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково).

Разыгрывается сценка:

Не чересчур ли ты добряк? —

Так знаку мягкому промолвил ъ.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж промолчал! —

Знак ь — твердому на это отвечал:

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву «ять»

Тебя из азбуки убрать.

Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте

Что общего, чем интересны эти буквы? В чем различие?

Задание. Соедините стрелками, вставьте буквы.

ъ

вороби

крыля

варен е

обявление

ден ки

ь

Запишите в тетради:

деньки

ь ья ье ъе ъя

деньки ? варенье ? ?

Иногда ь знак не обозначает мягкости согласных, не является разделительным. Какое бы слово вы поместили здесь. Вспомните, на что указывает ь?