Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 7 класса

ОТКРЫТЫЙ УРОК УЧИТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО

ПУЧКОВОЙ С.Г.

С УЧЕНИЦЕЙ 7А КЛАССА

ДНЕСТРАНСКОЙ АНАСТАСИЕЙ.

ТЕМА УРОКА:

ПОИСК НОВЫХ ИНТОНАЦИОННЫХ КРАСОК В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ИНТЕГРАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ П.И.ЧАЙКОВСКОГО «МАЙ» (из цикла «ВРЕМЕНА ГОДА»).

ЦЕЛЬ УРОКА:

ВЫЯВЛЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПОИСК НОВЫХ ЗВУКОВЫХ КРАСОК.

ПЛАН УРОКА:

1. Разбор музыкальной формы произведения, его структуры в целом.

2. Определение содержания музыкального произведения, особенности строения и развития.

3. Детальный разбор строения мелодической линии. Аккордовая фактура. Исполнительские проблемы и методы работы над ней.

4.Создание художественно-музыкального образа. Интонационный разбор.

5.Интеграция.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОЗВУЧАВШИХ НА УРОКЕ:

1. И.С.Бах. 4-х голосная фуга a-moll.

2.Н.П.Раков. Первая сонатина. 1часть.

3.П.И.Чайковский. Май (из цикла « Времена года»).

Среди величайших композиторов прошлого И.С.Бах — явление исключительное. Именно глубиной и всеохватностью баховского искусства был потрясён Л.В.Бетховен когда воскликнул: «Не ручей, а море должно быть имя ему!». Ведь Бах по-немецки — ручей.

И.С.Бах — музыкант философ, размышляющий о самых глубоких, вечных вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и человеческом предназночении. В тоже время И.С.Бах — лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них дисциплинирующую власть разума. Острейший драматизм и чистая созерцательная лирика, воплощение человеческих чувств, глубокая исповедь —всё вмещает его искусство.

1.ФУГА — полифоническое произведение подчинённое строгим композиционным нормам. Фуга написана в 2-х частной форме: ЭКСПОЗИЦИЯ (наиболее строгие закономерности определяют её строение), РАЗРАБОТКА И РЕПРИЗА (допускают большую композиционную свободу, благодаря этому фуга может приобрести 2-х частную форму(как в нашем случае), где разработка и реприза сливаются в один раздел. Музыкальный образ фуги един, в нём нет внутренних противопоставлений, контрастов. Музыкальная мысль развивается последовательно-логически. Общее содержание фуги, особенности строения и развития определяются её начальной мыслью — Темой (интонации решительные, стремление к борьбе и победе, жизнеутверждению). Это «зерно» из которого произрастёт всё произведение.

ЭКСПОЗИЦИЯ не только излагает основную мысль, но и развивает её. Важное выразительное средство этого раздела заключено в эффекте накопления голосов, в постепенном уплотнении фактуры. Противосложение играет значительную роль. Оно идёт одновременно с Темой в другом голосе, как бы поддерживая её. Эпизод, где Тема отсутствует — называется ИНТЕРМЕДИЯ. Интермедия играет роль отстраняющих эпизодов, моментов эмоционально-смыслового разряжения.

РАЗРАБОТКА И РЕПРИЗА посвящена дальнейшему развитию музыкального материала. Тема подвергается различным преобразованиям, прежде всего тональным. Типично появление параллельной тональности(C-dur), могут быть использованы и более далёкие тональности( G-dur). Фугу завершает каденция, где жизнеутверждающе, мощно звучит Тема сначала в доминантовой тональности, затем в основной. Главное свойство последнего раздела фуги состоит в восстановлении тональной устойчивости.

2.СОНАТИНА — сонатная форма. Состоит из 3-х основных разделов: Экспозиция, Разработка, Реприза.

ЭКСПОЗИЦИЯ посвящена изложению противопоставляемых тем.

Г.П. — содержит ведущую мысль, тему в основной тональности. Интонации р.н. протяжных, лирических песен, рисующие картины русской природы: бескрайних полей, широких рек. Интонации созвучны с широтой и глубиной русской души.

С.П. — неустойчивая и текучая, построенная на интонациях Г.П., образует тональный переход и продолжает её развитие.

П.П — лирического, созерцательного характера излагается в Д-тональности. Аккордовая фактура (исполнительские приёмы). В течении П.П. существует момент развития, требующий завершения и подытоживание экспозиции в З.П

РАЗРАБОТКА. Г.П. подвергается тональным преобразованиям. В интонациях появляется взволнованность и дальнейшее накопление напряжения. Кульминация подготавливает модуляцию в одноимённую тональность.

РЕПРИЗА—солнечная, светлая, жизнеутверждающая.

3.Среди русских классиков 19 столетия нет, пожалуй, другого такого, который бы пользовался столь же широкой популярностью, как П.И.Чайковский. Его музыка завоевала любовь многих слушателей во всём мире ещё при жизни композитора.

Многие поэты, художники, композиторы в своем творчестве обращались к картинам природы. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, — цикл П.И.Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

МАЙ— 3-х частная форма. Крайние части созерцательного характера, рисующие картину светлой майской ночи. Задумчивые, нежные интонации. Возможно, в этих интонациях П.И.Чайковский хотел запечатлеть непередаваемое очарование весенних белых ночей Петербурга, которыми он любовался ещё в юношеские годы. Здесь и таинственные шорохи ночи, и лёгкое дуновение ветерка, и прозрачные краски небосклона…

Картина Н.РОМАДИНА «ЦВЕТУЩИЙ БУГОР».

Стихотворение А.ФЕТА.

Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней

Их тень растёт, растёт как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их лёгкий очерк вознесён!

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ. Меняется тональность, размер, темп. Происходит смена фактуры. В каскадах шестнадцатых нот слышны интонации радостного возбуждения. В стихотворении Г.Гейне образ весны сливается с пробуждением юного, свежего чувства любви, такого же естественного, радостного, поэтичного, как цветение майской природы, как звонкое пение птиц.

Картина И. ЛЕВИТАНА «ЦВЕТУЩИЕ ЯБЛОНИ».

Стихотворение Г.ГЕЙНЕ.

В сиянье тёплых майских дней

Листок раскрылся каждый,

Во мне тогда проснулась

Любви и ласки жажда.

В сиянье тёплых майских дней

Звенело птичек пенье,

И я поведал милой

Любви моей томленье.

Побуждение души, жизнь сердца оказываются близкими и созвучными движениям, происходящим в природе: каждое время года несёт в себе целый мир образов, близких и понятных человеку с его вечным стремлением к счастью, любви и красоте

Спокойно, величаво, неспеша

Яркий первый луч касается земли

Всё замерло. Стояли чуть дыша

Мы восхищались. Очнуться не могли.

Вдруг ожила природа,

И всё вокруг взорвалось.

Казалось так спокойно!

Как резко поменялось!

Бьёт ключом энергия

И хлещет через край.

Почему и в чём причина?

Всё просто – рассвет, май!

Спокойно, величаво, неспеша

Нежный тёплый луч касается земли.

Всё замерло. Стояли чуть дыша

Мы восхищались. Очнуться не могли.