Культурное пространство уездного Царицына в визуальных источниках

Культурное пространство уездного Царицына

в визуальных источниках

«Культурные гнезда»

Особые условия возникновения, развития и существования российской провинции обусловили формирование особого типа культуры – провинциального. При этом ошибочное мнение о том, что провинциальная культура – это культура низшего порядка, «отсталая», «неразвитая», «ущербная» и т. д. В научном мире, напротив, все больше актуализируются такие характеристики провинциальной культуры как «уникальная», «самобытная», «своеобразная» и другие.

Вопросами провинции интересуются преимущественно историки – краеведы. Их деятельность сосредоточена на изучении «культурных гнезд» — своеобразных локальных территориально поселенческих образований со специфической культурно – исторической средой. Под «культурным гнездом» понимается, не только историческое своеобразие местной культурной среды, но и особенности представленной в ней духовно – практической деятельности.

Говоря о «культуре провинции», мы обращаемся к составляющим культурной жизни: наличие учреждений образования, культуры, науки, традиции, то есть всего многообразия материальной и духовной серы жизнедеятельности людей, которые проживают на определенной территории.

Культурное пространство, которое определяет ряд черт провинциальной культуры, это территория, на которой объективно присутствуют и функционируют общепринятые материальные и организационные воплощения относимого к сфере духовной деятельности (архитектурные сооружения разного назначения, образовательные учреждения, театры, библиотеки, клубы и т. д.)

Инюшкин М. Н. в своей монографии «Провинциальная культура: взгляд изнутри» рассуждает о провинции и дает ей определение как традиционный и созидающий тип культуры. Столичные города собирали все лучшее, но гениев создает провинция. Провинциальное бытие с более слабым развитием, отсюда комплекс неполноценности – культурный комплекс. Считается, что в провинции ничего нет. По визуальным источникам Царицын практически ничем не отличается от других уездных городов. Но все же храмы везде разные. Городская набережная – это визитная карточка города. Город разрастался вдоль Волги. Основные культурные объекты сосредотачивались вдоль Волги. В городе преобладают социальные здания – вокзалы, гостиницы и прочее. Комплекс самодовольства – потребности в культуре нет. В большей мере присутствовала самодостаточность – какое есть, простое – но наше. Самое главное, что не было необходимости создавать особые культурные здания.

Провинциальной культуре свойственно – деревенскость. В провинциальном Царицыне ничего особенного не было, богатые люди строили типовые дома. Провинция очень сильно зависима от центра. В провинциальном городе – все явления вторичны. Ограниченность и обозримость культурного пространства. В провинции неразрывная связь культурного и природного пространства, многообразие связей провинциальной культуры с этническими традициями. В провинциальном городе культура слабо развивалась. Требовались мастера, которые находились в столице и денежные средства.

В провинции жизненная среда более прозрачна, недостаточна и имеет вторичную культурную информативность. Вся информация в провинцию поступает из центра. Провинциальная культура ограничена контактами с культурой других регионов и стран. Эта проблема в Царицыне преодолевалась через Волгу. «Культурные гнезда» возникают, развиваются, действуют и затухают.

Экспозиция – разреженность провинциального культурного пространства, в котором нет очевидных центров притяжения культуры.

Завязка – появляется организм, варианты общественной поддержки.

Развитие действия – появляются центры притяжения и они становятся «Культурными гнездами» с определенным местом действия и это пространство мы видим храмы, театры и т. д.

Кульминация – действие «культурного гнезда» становится своеобразной приметой данной провинции, известно не только жителям данного города, но и за пределами его региона.

Развязка – угасание исчерпавшего себя «культурного гнезда».

Благодаря визуальным источникам мы можем увидеть «культурные гнезда» Царицынской эпохи. В народе всегда жила потребность в художественном выражении. Эту жажду удовлетворяло народное творчество, то есть художественная самодеятельность. В долине реки Царицы, находился сад «Конкордия». В начале века этот сад был любимым местом гуляний, многое там развлекало и радовало глаз. В этом саду в конце века был построен театр «Конкордия». Вход в сад украшала арка с двумя башенками.

На Александровской площади находился «Дом науки и искусств» В этом же здании располагался первый в Царицыне музей. Дом науки и искусств был важным «культурным гнездом» в Царицыне, фотографий этого здания сохранилось достаточное количество. Здание фотографировали, когда оно только строилось и позже с разных ракурсов.

В Царицыне имелся свой кинотеатр, который назывался «Парнас». Кинотеатр располагался на очень хорошем месте, на углу Успенской и Александровской улиц. Здание в стиле «модерн» имело трехъярусный зал на 800 мест, обширное фойе. Каждая ложа имела отдельный вход. В здании не было лестниц, на верхний этаж вел широкий пандус. В «Парнасе» можно было посмотреть различные фильмы, там шли документальные хроники о наводнении в Москве и русско-японской войне. Также крутили игровые фильмы, в основном французские. Накануне первой русской революции в городе имелось несколько театров: «Модерн», «Наука и жизнь», «театр Иллюзион Парфяно» и другие. К сожалению, большинство театров не представлены на визуальных источниках.

Особое место в Царицыне занимали учебные заведения. На визуальных источниках представлены несколько учебных заведений уездного Царицына.

Первая мужская гимназияв Царицыне первоначально находилась в частном доме купца Воронина, со временем было построено собственное здание на Александровской улице. Сначала гимназия была четырёхклассной, а с 1883 года стала полной с восьмилетним сроком обучения и подготовительным классом. В честь посещения города наследником Российского престола гимназии было присвоено наименование – Александровская. Организатором и первым директором гимназии был Дмитрий Тимофеевич Третьяков.

В января 1879 года в Царицыне была открыта первая женская гимназия. Она располагалась на углу улиц Петровской и Спасской в доме городского общества. Во главе гимназии стояла начальница госпожа А.Ф. Колчина.

На Пушкинской улице находилась третья женская гимназия госпожи Стеценко. Гимназия была открыта в 1905 году. В гимназии было 9 классов, Женская гимназия имела свою библиотеку с книжным фондом 914 книг. В 1908 году в частном здании братьев Серебряковых на Скорбященской площади была открыта вторая женская гимназия. Во главе гимназии стояла начальница госпожа М.К. Гермези. В Зацарицынской части находилась четвертая женская гимназия. Здание на углу Княгининской и Дубовской улиц, строилось купцом лесоторговцем А.М. Шлыковым для общественных нужд. 5 сентября 1910 года в нём была открыта 4-я женская гимназия, единственная в Зацарицынской части города. Гимназия была восьмиклассной. В ней обучалось 250 гимназисток. Начальницей гимназии вплоть до революции была госпожа М.Ф. Сциславская.

Была в Царицыне и своя библиотека, которая открылась 23 июля 1900 года. Библиотека была очень бедной и все же, открытие городской библиотеки в городе было знаменательным событием. Вскоре она стала одним из популярных и влиятельных культурных центров Царицына.

Некоторые источники посвящены учебным заведениям города. Можно встретить женские гимназии, торговую школу и реальное училище. Чаще встречаются изображения гимназий. На открытках не удается найти все стороны учебной жизни в Царицыне.

Важными «культурными гнездами» в визуальных источниках представляют собой храмы и соборы Царицынской эпохи.

По визуальным источникам мы видим, что в городе были: Успенская церковь, Свято – Духов мужской монастырь. В Царицыне издавалось очень много открыток и фотографий со снимками улиц и площадей, главным архитектурным украшением которых являлся Александро-Невский собор.

На левой стороне набережной помещался ансамбль из церквей. Одним из значимых культурных объектов, был храм Иоанна Предтечидревней византийской архитектуры. Самый старинный из царицынских храмов явился и первым каменным зданием города. Храм очень хорошо зафиксирован на визуальных источниках с разных ракурсов.

Рядом с Иоанно-Предтечинской церковью находился соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, церковный ансамбль на набережной дополняла Свято-Троицкая церковь во имя Живоначальной троицы.

Набережная Царицына была одна из лучших на Волге. Вид открывался величественный: высокий, крутой берег, ансамбль из четырёх церквей Иоанно-Предтечинской, Троицкой, Успенской и Николая Чудотворца над обрывом, многолюдные пристани.

Фотографии и открытки с изображениями храмов и монастырей в общей массе источников встречается сравнительно меньше, возможно определенное число не сохранилось. Памятники церковного зодчества перестают преобладать над светской архитектурой на снимках большинства фотографов с начала XX. Такое положение отражает самосознание людей той эпохи, которое во многом определялось православной верой.

Таким образом, надо полагать, открытки с видами храмов и монастырей были одними из популярных сюжетов. На частоту появления храмов на открытках и фотографиях принципиально влияло географическое расположение церковных зданий по отношению к центру города и к Волге. Например, храм Иоанна Предтечи появлялся периодически на источниках, так как его было видно с Волги.

Учебные заведения Царицына так же имели большую популярность среди фотографов. Эти здания часто попадали в кадр, надо полагать потому, что были важными культурными объектами города и пользовались у царицан особой популярностью.

Эволюция культурного облика города

Царицын уездный во время своего существования менял свой культурный облик. Визуальные источники дают нам представление об изменениях «Царицынской эпохи» культурного облика. На фотографиях и открытках раннего периода Царицын предстает перед нами, как «серый» провинциальный город. На фотографиях более позднего периода, когда Царицын стал промышленным и экономическим центром, он предстает перед нами своеобразным провинциальным городом, который имел и свой театр и свои культовые сооружения.

На фотографиях конца XIX – начала XX веков город предстает перед нами с верхами церквей – одноглавых и многоглавых. Они поднимались над двух – трех этажной каменной застройкой и деревянными домами.

Царицын формировался на основе невысокой деревянной застройки, оборонительных сооружений и храмов. Особое значение придавалось храмам, которые находились в каждом районе города. Они стояли на возвышенном месте, на пересечении улиц, на крупных площадях. Строительство церквей велось, прежде всего, в центральной части города. Это было обусловлено градостроительным достоинством этой территории. Со строительством Преображенской и Покровской церквей начинается перемещение строительства от берега Волги вглубь территории. Улицу Астраханскую замыкала церковь Покрова Богородицы. Особенно важную градостроительную активность приобрел Скорбященский храм, когда он оказался в месте пересечения улицы Успенской и улицей Бельской. Со стороны Волги панораму города обогатила церковь вознесения в Зацарицынском форштадте.

По плану 1820 года в Зацарицынском форштадте была запроектирована большая торговая площадь. В результате роста города вдоль Волги появилась Сенная площадь. С деревянной, обложенной кирпичом церкви Вознесения, начинается система ориентиров в этой части города.

К середине XIX века в Царицыне сформировался значительный культурный ансамбль. Он включал в себя укрепление города, церкви и окружающие их здания.

С проведением железных дорог к Царицыну, значительно изменился облик города, наступил новый этап в развитии. На территории города, и прежде всего в его центральной части, появилась целая группа каменных культовых зданий.

К началу XX века в Царицыне все больше стало возрастать значение Московской улицы. Особенно ее ведущая роль обозначалась с размещением на ней магазинов, особняков. Первенствующее значение улицы, выходящей на городскую площадь, определило постройку на ней Александро-Невского собора. Его строительство было не только большим историческим событием, но имело большое градостроительное значение. Благодаря своим внушительным объемам, он хорошо просматривался не только с Московской улицы, но и в створе улицы Преображенской. Хорошо собор был виден и с Волги. До его строительства панорама города определялась, прежде всего, тремя храмами крепости и храмами предместий, но после картина изменилась. В панораме с дальних точек купол собора безраздельно господствовал над застройкой, подчинял себе все вертикали города.

Таким образом, в последнее время актуализируется изучение провинциальной культуры. «Культурные гнезда» возникают на определенной территории, развиваются, действуют какое-то время и затухают. Благодаря визуальным источника мы видим «культурные гнезда» Царицынской эпохи. В Царицыне имелось достаточное количество учебных заведений. Все здания учебных заведений хорошо запечатлены на визуальных источниках. Следовательно можно сделать вывод, что данные заведения пользовались большой популярностью у царицан и приезжих гостей города. Фотографии и открытки и изображениями храмов и монастырей, также как и учебные заведения были популярными сюжетами на источниках, такое положение отражает самосознание людей, которое во многом определялось православной верой.

Отметим также, что значительной популярностью пользовались изображения культурных зданий. Чаще всего на фотографиях и открытках запечатлен общий вид здания с главного фасада. Отдельные фрагменты зданий, съемки в интерьерах встречаются довольно редко. При выборе объектов издатели выбирали наиболее значимые для города здания, узнаваемые сюжеты.