Методика временной семьи в этнографическом исследование в условиях палаточного лагеря

Диканов Николай Юрьевич

учитель МУО Алексеевская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района Омской области

учитель истории и обществознания, 1-я категория.

Тел. дом.:3-95-71,раб.3-95-90,сот.89514007664

Тема выступления:

Метод «временной» семьи в этнографическом исследовании в условиях палаточного лагеря.

В основе работы лежат три, на первый взгляд, малосвязанные между собой понятия: «временная семья», «этнографическое исследование» и «палаточный лагерь». Попытавшись объединить эти понятия на практике, я получил довольно интересные результаты, которые часто использую у себя на уроках истории и обществознания.

Конечно, для реализации данного метода, необходимы определённые условия.

Во-первых: наличие палаточного лагеря.

Во-вторых: опыт использования метода временной семьи.

В-третьих: опыт этнографических исследований.

И, самое главное, желание этим заниматься, ставить цели и достигать их.

У нас все эти условия сложились.

1. Пятый год работает палаточный лагерь – велопоход «Дорожный лабиринт» от Москаленского дома детского творчества, в котором я работаю начальником Алексеевской смены. Отличительной чертой нашего лагеря является исследовательская деятельность в различных направлениях. Мы уже исследовали исчезнувшие деревни нашего района, гидрологию степной зоны, лесные массивы северной части, легенды топонимики. Лагерь существует на гранты разных уровней. Контингент лагеря, в основном, дети из неполных семей и дети, оказавшиеся в тяжёлых жизненных ситуациях. Путёвки в лагерь для них бесплатные.

2. Несколько лет в нашем лагере успешно работает методика «временной» семьи. Семья — это живая, постоянно меняющаяся система. Меняется она как от воздействия социально-экономических условий, так и в силу внутренних процессов развития. «Временная» семья в условиях палаточного лагеря преследует следующие цели и задачи:

Цель: апробация механизма качественного изменения адаптационных возможностей семей с детьми, создание условий для успешного самоуправления стрессовой ситуацией.

Задачи:

-выявление дисфункциональных семей;

-выявление, изучение и распространение позитивного опыта семей,успешно справляющихся с жизненными трудностями;

-гармонизация детско-родительских отношений;

-коррекция внутрисемейных межличностных отношений;

-накопление опыта позитивных семейных отношений семьями, в которыхребенка воспитывает один родитель;

-создание эффективных форм взаимодействия специалистов с семьей впроцессе реализации программы.

Методика позволяет семьям сохранить отношения, не потерять своих близких, предотвратить дальнейшее усугубление стрессовой ситуации за счет собственного внутреннего потенциала, действуя на позитивном примере других семей, тем самым получая импульс для саморазвития и самопомощи.

Участники:

-семьи с детьми, — имеющие позитивный опыт преодоления жизненныхтрудностей;

неполные семьи с детьми;

семьи с детьми, находящиеся в стрессовой ситуации;

дети и подростки, по объективным причинам находящиеся без родителей.

3. Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография). Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.

Второй год в рамках нашей смены мы проводим этнографические исследования по истории, культуре и быту казахов Москаленского района. В 2010 году мы провели масштабное этнографическое исследование, которое затем оформилось в научно-практическую работу «Влияние инонациональных заимствований на изменение традиций на примере национальной кухни казахов Москаленского района». Казахская культура, как объект исследования, выбрана нами не случайно. Алексеевская школа находится в южной части Москаленского района, являющейся местом исконного проживания казахов. Маршрут велопохода проходит по аулам с многовековой историей: Илеуш, Кзыл-агаш, Тумба, Жанаул, Дюсетай, Ромадан. Залог добрососедских отношений и национальной терпимости лежит в изучение культуры и быта наших соседей. Кроме того, в казахских аулах сохранилось много традиций и обычаев далёкой старины, что помогает погружаться в историю родного края.

Нами испробована новая методика синтеза метода временной семьи и этнографического исследования на основе изучения казахов Москаленского района во время работы Алексеевской смены палаточного лагеря «Дорожный лабиринт». Суть методики: дневное проживание воспитанников лагеря других национальностей в казахских семьях с изучением национальных традиций и бытовых особенностей, с одновременным решением проблем неполных семей. Казахские семьи во все времена отличались многодетностью и крепостью внутрисемейных отношений. Безусловно, большую роль в этом играет патриархальность казахской семьи и исламские традиции, но и сам фактор поколенческого воспитания играет немало важную роль. Работа по созданию «временных» семей велась по двум направлениям.

1-е направление: проживание в соседних палатках казахских полных и русских неполных семей. В результате чего происходило накопление опыта позитивных семейных отношений семьями, в которых ребенка воспитывает один родитель. Соседи делились опытом, вместе готовились к внутрилагерным мероприятиям, вели совместный быт.

2-е направление: на период лагерной смены дети и подростки, по объективным причинам находящиеся без родителей, в дневное время проживали в казахских семьях. Помогая вести хозяйство, взамен получая опыт полноценной семьи.

Мною перед детьми была поставлена задача изнутри, как можно больше, изучить быт казахских семей. Можно было использовать видео и фотоаппаратуру, диктофоны и другие технические средства. Обязательным условием являлся ежедневный письменный отчёт по дневным наблюдениям.

Данный метод, который можно также назвать «методом погружения», принёс много сведений о жизни, традициях и обычаях наших казахов. Особенно много сведений было взято во время родовых праздников, которые проходят, как и в давние времена.

С внедрением данного метода у учащихся появляется уникальная возможность участия в этнографическом исследовании не только как субъекта изучения но, в какой-то мере, и как объекта. Ребята чувствуют себя настоящими последователями первых этнографов. В тоже время решаются задачи поставленные методикой «временной» семьи.

Считаю, что полученный опыт данного синтеза, вполне может быть использован не только в рамках палаточного лагеря, но и вообще в учебном процессе для более тесного ознакомления учащихся с этнографическим исследованием. И не только этнографическим. «Временная» семья может служить обширным практическим образовательным полем.