15 этика Аристотеля Эпикура

15. Общее и различное в этических учениях Аристотеля и Эпикура

Аристотель.

Сочинения по этике: “Никомахова этика”, “Евдемова этика” . (Никомах и Евдем – сыновья Аристотеля, редактировавшие его разрозненные труды)

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Значение этики для Аристотеля

Аристотель определил и классифицировал науки. Он разделил их на три большие группы:

1.теоретические (умозрительные)- философия, математика, физика,

2.практические (производительные) – этика, политика,

3.творческие (созидательные) — искусство, ремесла и прикладные науки.

Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому “умозрительные “ науки выше «созидающих», а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

В древности “этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную мудрость, “практические“ знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек — существо общественно- политическое.

Предмет этики:

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

Добродетель.

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Человек – сам творец своей судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следовать хорошему.

Виды добродетели: 1.диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) — разумность, или мудрость; 2.этические (нравственные) — мужество, щедрость, нравственность и др добродетели характера.

Благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Гуманизм Аристотеля отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди — братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной.

Этика Эпикура

Обоснование гедонизма:

-Единственное подлинное благо — телесное удовольствие; единственное зло — телесное

страдание.

- Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство).

- Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость — это умение (искусство) быть счастливым.

Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он — не раб, а господин своих удовольствий.

Предел величины удовольствия есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого. Удовольствие есть конечная цель: не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, а свободу от телесных страданий и душевных тревог».

Удовольствия:

1.удовольствие покоя

2.удовольствие движения.

Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).

Удовольствия:

1.естественные

- естественные и необходимые

- естественные, но не необходимые

2.вздорные

Надо удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности.

Этика Эпикура вполне индивидуалистична. Основное ее требование — «живи незаметно». Ее индивидуализму не противоречит и восхваление у Эпикура дружбы. Хотя к дружбе стремятся ради нее самой, но ценится она ради приносимой ею безопасности и, в конечном счете, ради безмятежности души.