Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе.

( рекомендации родителям будущих первоклассников )

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Естественно, родители озабочены главным вопросом: готов ли ребенок к успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Составными компонентами психологической готовности являются личностная, эмоционально-волевая и интеллектуальная сфера.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе. К учебной деятельности, к требованиям учителя, в умении контролировать свое поведение. Адаптация проходит легче, если у ребенка заранее сформировалось теплое отношение к школе. Поэтому чаще рассказывайте ему о школе, о том, как интересно там будет, как много предстоит узнать и многому научиться, как много у него появятся друзей. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной ( атрибутами школьной жизни: «модный портфель», «красивый пенал», учебники, тетради ), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Социально-волевая готовность предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детский коллектив, действовать совместно с другими, уступать и защищаться. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие у него со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот. Считается, что к шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления трудностей. Оценить результат своего действия. Конечно, эти элементы еще недостаточно развиты, поэтому позвольте дать несколько советов, которые помогут в развитии волевой готовности:

Ставьте перед ребенком такую цель, которую он не только бы понял, но и принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.

Не старайтесь быть для него назидателем, а направляйте, помогайте в достижении цели.

Приучайте не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

Воспитывайте стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках.

В обычной жизни приучайте к самостоятельности, к умению следить за порядком в своих вещах.

И, наконец, интеллектуальной готовностью считается, прежде всего, развитие его психических качеств – памяти, внимания, восприятия и мышления. Многие родители за год или два до школы уже начинают с ребенком изучать программу первого класса. Опыт показывает, что такому ребенку очень быстро становится скучно на уроках, так кА он это уже проходил по подготовке к школе. Ведь, чтобы ребенок развивался, необходимо ему двигаться вперед, узнавать что-то новое, пополнять свои знания, а получается, что он стоит на месте.

На что же необходимо обратить внимание при подготовке к школе?

Важной стороной интеллектуальной готовности является развитие речи. Ребенок должен уметь связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, отличить и назвать признаки времен года, а также назвать свой адрес, страну, в которой живет, имя, отчество родителей. Для развития речи детей необходимо повседневное общение с ребенком. Боль играйте, рисуйте, читайте с ним, пусть ребенок придумывает, пересказывает сказки и рассказы, учит стихи. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае познавательный интерес его никогда не иссякнет. Чаще прибегайте к справочной литературе, приучайте детей пользоваться энциклопедиями, а не ждать готового ответа.

Развитие памяти, внимания, воображения – это залог успешной деятельности, готовности ребенка к постоянным умственным нагрузкам. К шести годам у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет целенаправленно рассматривать предметы, в результате чего возникает осознанное запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: внимания, восприятия, мышления, представления. Этому способствует разучивание стихов, игры в слова, составление разрезных картинок, рисование по памяти.

Готовность ребенка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. В игровой форме попросите назвать геометрические фигуры, разбейте их на группы по разным признакам ( по форме, по цвету, по размеру ), покажите, как можно из них составить разные композиции ( дом, машину, снеговика и т.д. ). Классифицировать предметы можно и на основе разных групп, при этом ребенок должен уметь назвать обобщенные понятия: это фрукты, овощи, мебель, транспорт, посуда и т. д.

Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти руки, что впоследствии необходимо будет для успешного обучения письму. Закрашивание внутри корпуса, штриховка в разных направлениях, повторение заданного узора, выкладывание мозаики, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги – все это поможет ребенку увереннее держать карандаш и ручку. Обращаю ваше внимание на то, что ребенок должен работать именно карандашом, а не фломастером. Следите и за тем, как он держит ручку или карандашом, а не фломастером. Следите и за тем, как он держит ручку или карандаш в своей руке.

Часто родители задают вопросы, связанные с обучением чтению в дошкольном возрасте. Несомненно, сформированный навык чтения повышает уровень готовности детей, но только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение изначально является слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя. Развитие фонематического слуха определяется по умению выделить звук в начале и конце слова, назвать слова на заданную букву.

При подготовке к школе следует обратить внимание на некоторые математические понятия: больше – меньше, выше – ниже, моложе – старше, короче – длиннее, счет до 20 в прямом и обратном порядке, составляйте и решайте простые задачи в пределах 10. Учите его ориентироваться в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево), этому способствуют графические диктанты на клетчатой основе.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями. Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективны, воспользуйтесь следующими советами.

Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций. Он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.