Путешествие по сказочному лесу

Методическая

разработка занятия

Тема:

«Путешествие

по сказочному лесу»

Введение

Это занятие направлено на формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к

нормам социального поведения.

«Путешествие по сказочному лесу» является по своей сути игровой оболочкой, наполнение которой определяется возрастными и индивидуальными особенностями участников, а также задачами, стоящими на данном этапе работы с классом.

Может быть использовано психологом и классными ру­

ководителями на внеклассных занятиях (младшего

школьного возраста).

Цели и задачи:

- учить детей умению правильно реагировать на

негативные эмоции;

- закреплять приемы положительного проявления не­

гативных эмоций;

- упражнять в групповом единении, сплоченности;

- развивать воображение;

- развивать зрительное и пространственное восприятия;

- активизировать словарь (введение новых слов: равно-

душный, бессердечный, бездушный, черствый, отзыв­

чивый, сердечный, гневно, эмоции).

- развивать эмоциональную произвольность.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Ведущий. Ребята, сегодня Степашка приглашает нас в путешествие. По чудесной стране эмоций мы попадем в волшебный лес. И здесь мы решим одну задачу. Отправимся в путь по волшебной тропе. Дорожка перед нами узкая, идти придется друг за другом, на пути нас ждут препятствия. Итак, вперед!

Упражнение «Лесная дорожка». Под тихую музыку дети встают друг за другом и медленно идут вперед.

Ведущий. (задает алгоритм). Представьте, что мы идем с вами по глубокому песку (дети изображают движения); на нашем пути поваленное дерево (дети «перешагивают»); идем дальше и перед нами ручей с кипящей водой (дети перепрыгивают); мы подошли к высокой горе, дорожка ведет по узкому карнизу, попробуйте по нему пройти. Тропинка привела нас на волшебную поляну. Здесь мы отдохнем (дети садятся) и послушаем интересную историю, которую услышал Степашка и рассказал мне.

Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо». Обсуждение рассказа.

Ведущий. О чем этот рассказ? Почему женщина гневно разговаривала с мальчиками? Почему мальчики так поступили? Какого человека называют равнодушным? Как бы вы поступили на их месте? Я очень рада, что среди вас нет равнодушных людей. Посмотрите, на нашей полянке расцвел сказочный цветок. Как он называется?

Дети. Цветик-семицветик.

Ведущий.. На каждом лепестке написаны слова, нам их надо прочитать. Это не простые слова, они описывают разные эмоции. Дети (читают). Хороший, черствый, отзывчивый, злой, добрый, бездушный, бессердечный.

Ведущий.. Какие из этих определений подходят к равнодушному человеку?

Дети перечисляют.

Ведущий.. Может ли равнодушный человек быть хорошим другом? Подумайте, почему? Хотели бы вы любить равнодушного че-

ловека? Почему? Можно ли помочь равнодушному человеку измениться в лучшую сторону? Как это сделать?

Дети отвечают.

Ведущий.. Вот мы с вами вместе и поговорили о том, что такое равнодушие. Ребята, давайте попробуем составить азбуку волшебных слов на букву «Д».

Дети. Добро, дружба, добродушный, дисциплинированный. Ведущий. Молодцы, вот, сколько добрых хороших слов вы знаете.

Степашка приготовил для вас игру (каждому ребенку выдаются наборы из 5 карточек размером 10\12 см, дети рассматривают пиктограммы, называют настроение, которое они символизируют).

страх

удивление

гнев

огорчение

радость

Ведущий. А сейчас мое задание. Волшебник рисовал людей, но не успел дорисовать, помогите ему, нарисуйте так, чтобы были лица с разными эмоциями, но не было равнодушного. Самостоятельная работа детей.

Ведущий. Степашка, посмотри, какие разные эмоции изобразили ребята.

Игра «Угадай и собери».(Дети называют нарисованные эмоции). Упражнение «Мимическая гимнастика» . (Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений, которые помогут ему научиться правильно выражать и осознавать простейшие эмоциональные проявления).

Сморщить лоб, поднять брови (удивление).

Расслабиться. Сохранить лоб и глаза такими

в течение некоторого времени.

Сдвинуть брови, нахмуриться (сердимся).

Расслабиться.

Полностью расслабить брови, закатить глаза

(равнодушие). Расслабиться.

Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты

в кулак, все тело напряжено (страх).

Расслабить веки, нос, щеки, опустить

уголки губ (лень). Расслабиться.

Расширить брови, сморщить

нос (брезгливость). Расслабиться.

Сжать губы, прищурить глаза

(презрение). Расслабиться.

Улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье).

Ведущий. Молодцы! Что вам запомнилось из нашего путешествия? А сейчас мы с вами должны вернуться в класс.

Для этого встанем вкруг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова. Вот мы и оказались в классе. Давайте простимся со Степашкой и будем ждать его вновь с новыми историями и заданиями.

А на прощание подарим ему рисунки. «Рисуем эмоции пальцами».

Литература

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья.М.:Педагогическое общество России, 2000.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе.-М., 2001.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.:ТЦ «Сфера», 1996.

Семенака С.И. Уроки добра.- М.;2003.

Филиппова Ю.В. Общение.- Ярославль, 2002.