Рабочая программа 9 класс Трайтак

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27»

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры заместитель директора по УВР директор МБОУ «Средняя

(Протокол №___от _______) _____________ О.В. Неганова общеобразовательная школа № 27»

Руководитель кафедры «___» сентября 2013 г. _______________ М.С. Толчина

__________ __Молькова В.В. Приказ №____ от ________2013г.

Рабочая программа курса

Биология 9 класс

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

УМК: Трайтак Д.И.

Составитель рабочей программы:

учитель биологии Метелева С.В.

первой квалификационной категории

г.. Дзержинск Нижегородской области

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по алгебре составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней так же заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании требований государственного образовательного стандарта в образовательной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природеСогласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часа в9 классе, из расчета -2 учебныч часа в неделю:

Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:

1 Примерной программы основного общего образования по биологии авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

2. Учебник 9 класса. Биология. Т.М. Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н.Сухорукова; под ред. Д.И. Трйтака 2-е изд.стер.- М. Мнемозима,2009 г.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по биологиие учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственнго стандарта основного общего образования по биологии к уровню подготовки выпускников.

. Содержание курса

(70 ч: 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы — объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.

Раздел I

ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)

Химический состав живого (6 ч)

Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.

Строение и функции клетки — элементарной живой системы

(11ч)

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток.

Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка.

Жизненный цикл клеток. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.

Организм — целостная система (9 ч)

Вирусы неклеточная форма жизни. Вирусы-бактериофаги.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе.

Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение.

Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого.

Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Законы действия экологических факторов на живые организмы. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Практические работы

«Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».

«Сравнение строения растительной и животной клеток». «Изучение тканей растений и животных». «Отработка приемов вегетативного размножения растений». «Влияние длины светового дня на развитие растений».

Раздел П

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ (12 ч)

Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч)

Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип.

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании.

Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.

Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.

Генетика и практическая деятельность человека (5 ч)

Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.

Селекция наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов. Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.

Практическая работа

«Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».

Раздел Ш

НАДОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)

Популяции (4 ч)

Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.

Биологические сообщества (4 ч)

Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Практическая работа

«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе»

Экосистемы (6 ч)

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.

Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем.

Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Практические работы

«Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».

«Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы)».

Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч)

Эволюционное учение (7 ч)

Додарвиновская научная картина мира.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия факторов эволюции.

Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).

Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней жизни.

Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира.

Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных

организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.

Происхождение и эволюция человека (3 ч)

Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека.

Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.

Практические работы

«Изучение внутривидовой формы борьбы за существование». «Изучение доказательств эволюции».

Резервное время — 2 ч.

Примерное тематическое планирование уроков биологии

для 9 класса

(68 часов по 2 часа в неделю)

Учебник Т.М. Ефимова А.О. Шубин, , Л.Н. Сухорукова Биология.. Москва. Мнемозима 2009 год

§, п.п.,

Д\з

Название темы

Тип урока

Элементы содержания, требования к уровню подготовки

Лабораторные опыты

Способы отслеживания уровня усвоения материала

Оборудование урока, информационное обеспечение

Подготовка

ГИА

ЕГЭ

Введение

введение

1

1.Задачи раздела. Свойства живых систем.

вводный

Основные признаки живого

Работа с текстом

2

2. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого

вводный

Методы изучения биологии, уровни организации

таблица

Рисунки учебника

А-1

Раздел 1. Живые системы: клетка, организм..

Химический состав живого

Стр. 8-11

3

1. Неорганические вещества.

комбинированный

Вода. Минеральные соли, буферность

Работа с рисунком

Рисунки учебника

А-4

Стр. 8-11

4

2. Органические вещества

комбинированный

Многообразие органических веществ

Д.О. Демонстрация схем структуры царств живой природы.

доклады

Схема «Эволюция органического мира»

А-3

5

3.Строение и функции белков.

комбинированный

Структура и функции белка

Текст учебника

В-2

6

4.Строение и функции нуклеиновых кислот.

комбинированный

ДНК, РНК

таблица

Молекула ДНК

С-5

7

5.Строение и функции углеводов

комбинированный

Классификация углеводов

таблица

В-2

8

6.Строение и функции липидов.АТФ

комбинированный

АТФ, свойства липидов

таблица

ТЕМА 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Стр.12-13

4

1. Развитие биологии в додарвиновский период.

комбинированный

Д.О. Биография ученых.

Доклады

А-3

Стр. 15-17

5

2. Работы Линнея по систематике растений.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст