Рабочая программа Азбука плетения_23208

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Кабановка

муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Председатель МО Заместитель дир. по УР Директор ГБОУ СОШ с.Кабановка

__________/Апаркина Л.В./ ГБОУ СОШ с.Кабановка Кузнецова Л.А.________________

Протокол № ___________ ___________/Чехлякова Е.Н./ Приказ № _______________

от «_____»________ 2013г. от «______»________2013г. от «______»_________2013г.

Рабочая программа педагога

Черепановой Натальи Владимировны, учителя первой категории

по внеурочной деятельности социального направления

«Азбука плетения»

2013 – 2014 учебный год

Содержание:

Пояснительная записка стр.3

Общая характеристика программы стр.3

Назначение программы стр.3

Актуальность программы стр.3

Место курса в учебном плане стр.3-4

Цель и задачи программы стр.4

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы стр.4-6

Контроль и оценка планируемых результатов стр.6-7

Содержание программы:

2 класс стр.7-8

Планируемые результаты 1-го года обучения стр.8

3 класс стр.8-9

Планируемые результаты 2-го года обучения стр.9

4 класс стр.9-10

Планируемые результаты 3-го года обучения стр.10

Календарно-тематическое планирование:

2 класс стр.11-13

3класс стр.13-15

4 класс стр.15-17

Список литературы: стр.18

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Общая характеристика программы.

Плетение является одним из древнейших ремесел. Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для учеников 2 – 4 классов. Курс обучения рассчитан на три учебных года – всего 102 часа (по 34 часа в год). Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Курс обучения плетению начинается во 2 классе. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к

сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

1. Развитие и реализация творческих способностей учащихся при освоении различных приемов плетения и работы с бумагой.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),

- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (« Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия:(«Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, схемой;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или с помощью Интернет;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

тестирование;

анкетирование;

демонстрации;

- выставки творческих работ.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является

портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

Содержание программы.

2 класс (34 часа).

1.Вводное занятие. 1 час.

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Основные правила работы с бумагой. 3 часа.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Приёмы и способы покраски изделий.

3. Виды плетения из газет. 5 часов.

Веревочка. Плетение по кругу. Плетение маленькой корзинки. Ситцевое плетение. Панно «Паук на паутине».

4. Плетение корзин. 9 часов.

Виды декоративных корзин. Загибки. Корзинка «Ёжик». Большая корзина для рукоделия. Овальная корзина для фруктов.

5. Праздничное рукоделие. 6 часов.

Спиральное плетение. Рождественский венок. Пасхальное плетение. Корзина «Курочка Ряба и цыплята».

6.Украшаем дом – 8 часов.

Панно «Веер». Кашпо «Зонтик». Клетка для птички. Ваза из газет.

7. Заключение – 2 часа.

Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов за год: «Что

узнали?» « Чему научились?»

Планируемые результаты 1-го года обучения:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий, организовывать свое рабочее место;

- уважительно относится к труду людей и своему собственному;

- применять приемы безопасной работы с ручными инструментами;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- применять изученные техники плетения при моделировании изделий, изготовлять плоскостные и объёмные изделия по простейшим схемам и рисункам;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно выполнять декорирование изделия:

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах;

- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.

Пользоваться доступными приемами работы готовой текстовой, звуковой информацией в сети интернет.

3 класс (34 часа)

1.Вводное занятие. 1 час.

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Напольное кашпо.

Проект «Лебеди на пруду».

3. Напольные вазы – 4часа.

Спиральное плетение напольных ваз. Декорирование: камыши и листья.

4. Праздничное рукоделие – 9 часов.

Коллективная работа: ёлка. Рождественский ангел. Пасхальный заяц.

Объемная корзина с цветами. Подарок маме.

5. Уютный дом – 8 часов.

Подставка для салфеток. Конфетница «Поросенок». Комплект «Чайная парочка».

6. Заключение – 2 часа.

Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов за год: «Что узнали?» « Чему научились?»

Планируемые результаты 2-го года обучения:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых форм конструкции;

- понимать особенности проектной деятельности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

4 класс (34 часа)

1. Вводное занятие. 1 час.

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Мой домашний зоопарк – 13 часов. Корзина «Собачка». Корзинка с ручкой «Мышка». Корзинка для подарков «Петушок». Проект «Павлин».

3.Праздничное рукоделие – 11 часов.

Коллективная работа «Веселые снеговики». Плоское настенное панно с элементами квиллинга. Декоративная подставка под яйцо. Пасхальный венок.

4.Уютный дом – 7 часов.

Хлебница «Зайчик». Конфетница «Яблоко». Подставка для цветов «Слон».

5. Заключение – 2 часа.

Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов за год: «Что узнали?», «Чему научились?»

Планируемые результаты 3-го года обучения:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- понимать общие правила создания изделий, путем сочетания изученных видов плетения: соответствие изделия обстановке (функциональность), прочность, эстетическая выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

-демонстрировать готовый продукт (изделие, коллективная работа); уважительно относится к труду людей и своему собственному;

- моделировать и преобразовывать модели, изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- понимать особенности проектной деятельности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

- решать задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средствах на компьютере);

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

- использовать приемы работы с готовыми электронными ресурсами при конструировании и выполнении изделия.

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Календарно-тематическое планирование

2 класс (первый год обучения)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Вводное занятие — 1 час.

1

«Мы знакомимся». Презентация.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им

2. Основные правила работы с бумагой — 3 часа.

2 -3

Волшебные свойства бумаги. История возникновения плетения из бумаги.

Знать правила работы с бумагой и картоном. Уметь готовить материал для работы.

Принимать и сохранять учебную задачу.

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст