Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащи

«Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах»

Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки. И применение математических знаний стало неотъемлемой частью нашей современной жизни.

Перед учителем ставится трудная и ответственная задача: сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным. Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность.

Урок – творческий отчет.

Рекомендуемые темы: «Различные виды функций в нашей жизни», «Проценты вокруг нас» и др.

Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся.

Подготовительный этап:

1. Тема и дата урока объявляется заранее (в зависимости от сложности темы — один-два месяца).

2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, изготовить прибор, разработать проект, произвести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает себе задание по интересам.

З. Работать можно индивидуально или группой (творческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.

Требования к отчету: дать обоснование выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение.

Ход урока:

1. Вводное слово учителя.

2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа — докладывает один).

З. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников. В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание.

4. Подведение итогов.

Оцениваются результаты работы учеников по выбранным заданиям (при групповом выполнении все члены одной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.

Урок – сочинение.

Урок – сочинение предполагает написание математической сказки, стихотворения или монолога (например: «Я – геометрическая фигура»). Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюдательности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвоение темы у всего класса.

Цель: закрепление знаний по теме, развитие умения анализировать.

Ход урока:

1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках понятия и применяются полученные на уроках знания.

2. Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение.

З. Оценка сочинений — учитывается количество примеров, языка изложения, качество объяснения примеров и то, как они «вписаны» в рассказ.

Урок – ролевая игра.

Рекомендуемые темы: «Как добраться до кабинета?», «Вы – учитель. У вас есть неуспевающие ученики. Ваши действия по преодолению пробелов в знаниях у учащихся».

Цель: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Виды:

имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия);

ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы — игровой ситуации);

условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов).

Формы: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции.

Ход урока:

Основные этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

Урок – придумай проект.

Рекомендуемые темы: «Изменим школьный двор», «Создать эскиз игровой комнаты для начальной школы».

Цель: практическое применение изученного на уроке явления (закона) в разработанных учениками технических проектах.

Ход урока:

Целевая установка, актуализация знаний учащихся. Формирование творческих групп. Возможна индивидуальная работа.

Разработка технических проектов в соответствии с требованиями. Защита проектов и определение наиболее привлекательных.

Подведение итогов.

Урок – домино.

Рекомендуемые темы: «Формулы сокращенного умножения», «Тригонометрические формулы».

Почти все ученики ленятся запоминать формулы. Запомнить же их необходимо. Это позволяет сделать игра «Домино».

Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул. 10-20 минут игры в такое «домино» достаточно для прочного запоминания многих формул.

Урок – соревнование.

Рекомендуемые темы: «Решение линейных уравнений и неравенств», «Решение квадратных уравнений и неравенств», «Действия с положительными и отрицательными числами».

Могут быть разными по содержанию, по организации и структуре. Наиболее часто проводятся с целью повторения или обобщения изученного материала.

Виды: поединок, бой, эстафета, соревнования и др.

Цель: воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.

Формирование у учащихся умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Цель: овладеть умением применения приобретенных знаний в жизни.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Решение примеров из учебника.

З. Создание ситуации: решаем задачи, которые составляем сами.

4. Составление задач (самостоятельно, в парах, в группах). Учитель в это время составляет свои примеры и записывает их на одной части доски.

5. Задачи учеников записываются на другой части доски (задачи участников до начала соревнования закрыты).

6. Организация соревнования: кто быстрее решит: учитель или класс? (Допускается работа по группам)

7. У доски с учителем соревнуется самый сильный ученик. Весь класс решает вместе с ним задачи, составленные учителем. Учитель одновременно решает задачи учеников.

8. Обсуждение, подведение итогов, выводы. Оценивается правильность решения задач, умения применять свои знания при решении задач, актуальность задач.

Применение данного типа нетрадиционного урока позволяет вскрыть слабые стороны в знаниях и вычислительных навыках учащихся, провести урок в игровой форме.

Экспериментальная проверка работы модели деятельности учителя и методики обучения учащихся подтвердила устойчивый положительный рост качества знаний обучающихся по математике. О положительных успехах работы свидетельствует общая успеваемость по предмету — 100%; рост среднего балла; призовые места, занимаемые учениками на школьных, районных, городских олимпиадах, международных конкурсах — играх; наблюдается устойчивая динамика роста мотивации к изучению предмета.

Литература:

Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. — М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.

Короткова М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №7.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. — М. — Ростов н/Д, 2000. — 191 с.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Учеб. метод. пособие — Ростов н/Д: «Учитель»; 2001. -287 с.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практич. пособие. — Ростов н/Д: «Учитель», 2001. -160 с.

Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока математики // Математика. 2001. №13.