Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме Измерение физичес

Методическая разработка урока физики в 8 классе

школы глухих по теме «Измерение физических величин»

Цель урока.

Дидактическая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач.

Воспитательная. Продолжить формирование у школьников рефлексивных умений в процессе самоанализа и самооценки учебной работы.

Коррекционная. Развивать приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение) в процессе обобщения и систематизации изученного материала.

Развивающая. Формировать обобщенные измерительные умения и навыки учащихся.

Оборудование. Демонстрационное: секундомер, часы, рулетка, линейки, термометры. Лабораторное: сосуды с водой, мензурки, динамометры, штангенциркуль.

Обобщение проводится в три этапа.

На первом этапе при решении кроссворда, повторении физических величин и приборов, составлении текста и обобщенного плана измерения величин учащиеся повторяют и углубляют изученный материал.

На втором этапе — решают задачу и выполняют практическую работу, анализируют опыты, закрепляют изученный материал.

На третьем этапе — подводится итог урока (рефлексия). Структура урока такова, что продолжительность непрерывной учебной работы не превышает 15-20 минут.

План конспект урока.

Этап мотивации (решение кроссворда, формулирование и запись темы урока).

Сегодня мы повторим важнейшее понятие физики. Что это за понятие? Предлагаю вам решить кроссворд и прочитать это слово.

Решите кроссворд. В закрашенном столбце прочитаете слово.

с

п

и

д

о

м

е

т

р

м

е

н

з

у

р

к

а

т

е

р

м

о

м

е

т

р

с

е

к

у

н

д

о

м

е

р

б

а

р

о

м

е

т

р

в

е

с

ы

л

и

н

е

й

к

а

с

ч

е

т

ч

и

к

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

Прибор для измерения:

Скорости автомобиля

Объема жидкости

Температуры

Времени

Атмосферного давления

Массы

Длины

Электроэнергии в быту

Силы

Учитель: С понятием измерение вы знакомы. Различные измерения вы производили на уроках труда, математики, физики, географии. Сегодня мы повторим и обобщим знания об измерении величин. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (после обсуждения учащиеся записывают тему урока в рабочих листах).

Этап обобщения знаний.

Учитель: В науке и технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения величин. Приведите такой пример и запишите его.

В ходе беседы учащиеся повторяют теоретический материал темы и записывают краткий текст, дают ему название (примерное содержание).

«…………»

В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, (ученики приводят примеры измерений)………… Физические величины, их измерение, как и многие понятия, входят в состав физической теории.

В физике измеряют механические, электрические, магнитные и другие величины, например (примеры величин)………… . Каждая физическая величина имеет соответствующие (единицы измерения)………, например ……… . Физические величины измеряют с помощью (приборов)……… . Результаты измерений величин являются ………… . Измерения делятся на (прямые и косвенные) ………… .

Этап систематизации знаний (составление обобщенного плана измерения величин выполняется параллельно с решением задачи).

Вопросы учителя к классу.

Возможные ответы учащихся

Учитель обращает внимание учащихся на приборы (на демонстрационном столе).

Учитель: можно сказать, что все приборы измерительные?

Нет, так сказать нельзя.

Учитель: почему?

Микроскоп и электроплитка не являются измерительными приборами.

Учитель: чем отличаются измерительные приборы?

У одних приборов – есть шкалы, а у других – нет. Например, весы и счетчик не имеют шкалу.

Вывод: Сегодня будем измерять физические величины с помощью приборов, имеющих шкалы. Составим план измерения величин.

Учитель: Какую физическую величину можно измерить этим прибором?

(На столах учащихся имеются приборы: мензурка, линейка, динамометр, термометр)

Мензурка служит для измерения объема жидкости. Секундомером измеряют время.

Учитель: что мы делали?

Мы определяли физическую величину, измеряемую прибором.

Учитель: прочитайте задание. Выполните первый пункт задания (смотри рабочий лист ученика).

Учитель ставит в наборное полотно табличку и поясняет, что это первое действие, которое необходимо сделать при измерении величин.

Учитель: найдите на приборах указание единицы измерения величины.

На мензурке написано обозначение миллилитра — единицы объема. На термометре указано обозначение единицы температуры – градус Цельсия.

Учитель: какой можно сделать вывод?

На приборе имеются сведения о единице измеряемой величины.

Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это второе действие при измерении величин.

Учитель предлагает записать вывод в рабочие листы и выполнить второй пункт задания.

Учитель: на шкале линейки есть крайние штрихи (показывает). Найдите крайние штрихи на шкале другой линейки и назовите их. Наименьшее и наибольшее значения величины, измеряемые прибором, называют пределами измерения прибора.

Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это третье действие при измерении величины.

Учитель предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить третий пункт задания.

Что необходимо выполнить далее при измерении величины?

Надо найти цену деления шкалы прибора.

Учитель: как найти цену деления шкалы прибора?

Чтобы найти цену деления шкалы прибора, надо разность двух соседних значений вели чины, обозначенных на шкале, разделить на число делений между ними.

Учитель ставит табличку в наборное полотно и предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить четвертый пункт задания

Учитель: теперь можно определить показания прибора (предлагает выполнить последний пункт задания)

В результате этой работы на наборном полотне появится следующий план измерения величин:

Указать измеряемую величину.

Выбрать способ измерения.

Определить единицу измерения величины.

Указать пределы измерения прибора.

Найти цену деления шкалы прибора.

Определить показания прибора.

Учитель: подведем итог. Что мы сделали?

Мы составили план измерения величины и выполнили задание на определение силы тяжести груза.

Учитель: выполните практическую работу. Снимите показания измерительного прибора по плану (учащимся предлагаются термометры и мензурки).

Практическая работа (по выбору ученика).

Домашнее задание (смотри рабочий лист ученика).

Итог урока (рефлексия) организуется в процессе заполнения двух таблиц по систематизации и обобщению знаний учащихся

О понятиях:

Физическая величина

Измерение величин

О характеристике физических величин:

Обозначение

Числовое значение

Единицы измерения

Приборы измерения

Формулы расчета

Решение задач:

Теоретических

Практических

О порядке (обобщенном плане) измерения физических величин

О чем вели речь на уроке

Решали кроссворд

Повторяли физические величины и приборы для их измерения

Формулировали тему урока

Составляли физический текст и озаглавили его

Составляли схему «Способы измерения»

Составляли обобщенный план измерения величин

Решали задачу на определение силы тяжести

Выполняли практическую работу

Записывали и анализировали итоговые схемы урока

Что делали на уроке

Рабочий лист учени_________ класса________________________________

Тема урока: ___________________________________________________________

Решение кроссворда и запись темы урока. В закрашенном столбце прочитаете слово.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Прибор для измерения:

Скорости автомобиля

Объема жидкости

Температуры

Времени

Атмосферного давления

Массы

Длины

Электроэнергии в быту

Силы

Составление текста.

В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, ___________________________________________

______________________________________________________________________



Страницы: 1 | 2 | Весь текст