Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида п

Методическая разработка урока русского языка

в 9-ом классе коррекционной школы VIII вида

по теме «Части речи»

Вид урока:

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний о частях речи.

Форма урока: урок — исследование.

Цели урока:

1. Организовать работу учащихся по обобщению знаний и способов

деятельности при повторении частей речи.

2. Способствовать развитию общественных навыков и

коммуникативных качеств.

3.Обеспечить свободу выбора, возможность работать в группах, парах

и индивидуально.

4.Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий

характер, что отвечает коррекционной направленности урока.

5.Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через

любовь к природе.

Оборудование:

- таблички с названиями частей речи;

- перечень возможных сочетаний частей речи;

- карточки со словами для игры «Восточный базар»;

- видеомагнитофон, телевизор;

- видеосюжет о природе.

Ход урока

Организация класса.

II. Работа над темой урока.

1. Постановка цели урока:

- Завершая работу над темой «Части речи», сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет урок-исследование, на котором в качестве объекта исследования выступят части речи.

2. Актуализация знаний.

(Саморефлексия собственных знаний)

- Прочитайте предложение, записанное на доске. Разберем его по членам предложения и по частям речи.

На доске:

В двух шагах от меня неожиданно появилась большая охотничья собака.

- Какие части речи встретились в этом предложении?

3. Постановка учебной задачи.

- Однажды я услышала обрывок разговора двух учеников. Один, выходя из класса после урока, сказал: «Надоели эти части речи. Когда они кончатся?» Что ответил ему товарищ, я не слышала, но, готовясь к сегодняшнему уроку, вдруг подумала: «А почему бы нам не найти ответ?» Так возникла идея провести урок-исследование. В результате проделанной работы мы ответим на вопросы: /учитель прикрепляет на доску таблички/

Части речи:

- почему их так много?

- все ли они нужны?

- как ими пользоваться?

4. Решение учебной задачи.

Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа будет доказывать право на существование одной из трех частей речи:

имени существительного,

имени прилагательного и

глагола.

В течение пяти минут вы подготовите сообщение в защиту своей части речи, расскажете о ее значении, укажете грамматические признаки. Разрешается использовать в ходе работы учебник, «Рабочую тетрадь», записи в тетради для правил. Удачи!

4.1.Выступления учащихся:

Имя существительное – это самая известная часть речи. Словами – существительными названы все предметы и явления мира. Поэтому нам будет понятна словесная картинка, составленная из одних существительных:

Вечер. Блеск звезды. Улица села. Тишина, покой. Сияние глаз. Ожидание чуда.

Что же такое имя существительное? Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что?

Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленноым (друг – дружба); может быть мужского, женского и среднего рада (моряк – м.р., морячка – ж.р., море – ср. р.) единственного и множественного числа (река – реки, снег – снега).

Имена существительные изменяются по падежам, всего 6 падежей.

2. Мы не спорим, что существительное — главная часть речи. Но без имени прилагательного нельзя назвать признаки того или иного предмета, отличия одного от другого. Ведь имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное — вечный спутник существительного. Оно согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

/прилагательное раскрывает сущность предмета (его цвет, вкус, форму, характер и .т.д). Мы можем по признакам узнать предмет:

серый, хищный, жадный … (волк);

косой, слабый, трусливый … (заяц);

сухое, свежее, душистое … (сено).

Особое значение прилагательные имеют в художественной литературе.

3. Да, имя существительное и имя прилагательное – важные части речи. Но без глаголов нам не обойтись.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Он имеет много форм, которые часто меняет:

время: настоящее, прошедшее и будущее /пишу, писал, буду писать/;

лицо: 1-е, 2-е, 3-е (я пишу, ты пишешь, он пишет);

число: единственное и множественное (я пишу, мы пишем);

род: мужской (он появился); женский (она появилась); средний (оно появилось);

неопределенная форма: читать думать.

Глаголы различаются по значению:

глаголы речи – говорит, кричит, шепчет;

глаголы движения – подпрыгнул, пробежал;

глаголы труда – шьет, строгает, пилит;

глаголы, обозначающие чувства человека – грустит, радуется.

Чем точнее, образнее, ярче описывает человек действия, тем интереснее его слушать.

/После каждого выступления учитель прикрепляет на доску табличку с названием части речи/.

4.2.

— Вы подготовили очень интересные сообщения. Молодцы! И какой можно сделать вывод? /Эти части речи человек использует чаще других/.

.- Какие еще части речи вы знаете? Назовите их, укажите значение и приведите примеры из домашней работы.

Ответы:

1. Местоимение личное

- Оно помогает избегать повторов одних и тех же слов. Местоимения экономят время и разнообразят речь.

Еще одна важная работа местоимений – они указывают на участников разговора. (примеры из домашнего задания).

2. Имя числительное.

- Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

- Числительные указывают на количество предметов и порядок их при счете.

- Числительные бывают количественные и порядковые. (примеры)

3. Наречие.

- Это самая молодая часть речи. Обозначает признак действия.

- Наречие помогает нам выразить свои мысли точно, ярко, убедительно (примеры).

4. Служебные части речи: предлог,

союз,

частица.

- они тоже необходимы человеку.

Вывод:

-Своим исследованием вы доказали, что все части речи нужны и важны. А их количество вовсе не так уж и велико, ведь окружающая нас жизнь многолика и многообразна.

Динамическая пауза

- Вы неплохо потрудились, а сейчас я приглашаю вас на восточный базар. В чем его особенность? (торгуются, шумно, ярко, …)

- Вот и вы будете торговаться друг с другом, обмениваться, просить.

Вашим товаром будут слова, принадлежащие к разным частям речи. Каждый получает 2 карточки.

Задача: одно слово оставить себе, а другое поменять так, чтобы у вас

получилось словосочетание.

/Дети встают с мест, выходят на середину класса и начинают торг).

- Чем порадовал вас восточный базар?

/проверка: по очереди читают словосочетания, указывая названия частей речи./

А теперь посмотрите на доску.

Какие части речи не сочетаются друг с другом? Найдите ошибку.

Прилагательное + существительное

Глагол + местоимение

Глагол + предлог + существительное

Предлог + глагол

Числительное + существительное

Наречие + глагол

- Знание особенностей сочетания частей речи друг с другом пригодится при выполнении последнего задания, в котором вы покажете возможности использования разных частей речи.

5. Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний.

- Наша Родина – прекрасная и необъятная страна.

Но у каждого из нас есть уголок родной земли, лучше которого не сыскать. Это – наша малая Родина.

Сейчас вы увидите видеосюжет, снятый летом прошлого года близ д. Лихачево, что находится в 30 км от п. Кизема.

Я предлагаю описать природу нашей Устьянской земли так, чтобы человек, который никогда здесь не бывал, захотел бы приехать к нам.

А помогут вам в этом различные части речи.

/Показываю видеозарисовки, останавливаю кадр/.

Дети работают в парах. /одной паре – слабым ученикам – даю карточку с опорными словами/.

После окончания работы лучшие сочинения зачитать, сопровождая показом видео.

III. Итог урока.

— Ребята, кто сегодня был самый активный на уроке?

— Чьё сочинение понравилось больше?

— Оцените свою работу. Что показалось трудным?

Всем спасибо за урок!