Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии Мастер столярно-плот

Департамент кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ОГАОУ СПО)

«Белгородский машиностроительный техникум»

Методическая разработка

урока теоретического обучения

по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

по теме «Макроскопическое строение древесины»

Разработала: преподаватель

Косякова Елена Витальевна

г. Белгород, 2012 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» по теме «Макроскопическое строение древесины».

Рассмотрена на заседании МК

«Обработка металлов и древесины резанием»

Протокол № 4 от 14.03.2012 г.

          

Тема урока «Макроскопическое строение древесины» изучается в профессиональном модуле ПМ.01 «Выполнение столярных работ» в разделе МДК.01.01. «Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ» в теме 1.1. «Виды и свойства древесины» при обучении профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» сроком 2 года 5 месяцев. На изучение данной темы программой предусмотрено 54 часа.

В результате изучения данной темы студент должен уметь: отбирать пиломатериалы; знать: виды и свойства древесины; овладеть видом профессиональной деятельности «Выполнение столярных работ», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. – ПК 1.4. - Обоснованный выбор материалов для производства работ.

ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 – Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 – Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7 – Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Данный урок позволяет сформировать знания необходимые столярам строительным, паркетчикам и плотникам при изготовлении и монтаже столярных и плотничных изделий и паркетных полов различной сложности.

Предлагаемый урок разработан с применением цифрового образовательного ресурса в программе Microsoft PowerPoint.

Презентация разработана для проведения комбинированного урока и состоит из 3 видимых слайдов:

Проверка

Изучение

Закрепление

На видимом слайде № 1 «Проверка» находится материал для актуализации опорных знаний – вопросы и тест. Ответы на вопросы для проверки расположены на скрытых слайдах № 4 и 5, на которые ведут гиперссылки. Тест «Главные разрезы ствола» составлен при помощи программы «Проектировщик тестов» – JsTestMaker и расположен в папке Content.

На видимом слайде № 2 «Изучение» находится План изучения нового материала. Каждый пункт Плана рассмотрен на скрытых слайдах № 6-10, на которые ведут гиперссылки. Дополнительный материал для изучения новой темы располагается в файлах «Годичные слои» и «Сосуды», созданных в формате html, и находится в папке Content.

На видимом слайде № 3 «Закрепление» расположен материал для закрепления новых знаний в виде графического задания, а также имеются гиперссылки на проверочные тесты, расположенные в папке Content. Тест «Макроскопическое строение древесины» создан в программе Excel. Тест «Ядро, заболонь и спелая древесина» составлен при помощи программы «Проектировщик тестов» – JsTestMaker.

Презентация «Макроскопическое строение древесины» удобна для использования на занятиях, так как содержит большое количество наглядного материала по теме. Также данная презентация позволяет производить как фронтальный, так и индивидуальный опросы учащихся с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в рамках одного урока. Задания для проверки знаний являются дифференцированными для обучающихся с разным уровнем развития.

Целесообразность использования цифрового образовательного ресурса на занятии:

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала, эффективность контроля знаний увеличивается в несколько раз).

Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций).

Однако при проведении урока, основной целью преподавателя остается развитие у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, анализ этих знаний, выделение главного, воспитание технической грамотности. Для достижения этих целей необходимо вырабатывать у обучающихся умение работы с книгой.

Исходя из этого, считаю применение ИКТ на занятиях не обособленным приемом, а возможностью синтезировать классические приемы проведения занятий с инновационными технологиями. Поэтому уже несколько лет я применяю авторские презентации PowerPoint в качестве вспомогательного дидактического материала и контрольно-оценочных заданий.

В ходе данного урока прослеживается реализация педагогики сотрудничества в виде практической групповой работы.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Для кого предназначена: преподавателям общепрофессиональных, специальных дисциплин и мастерам производственного обучения по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».

План урока № 4

ПМ.01 «Выполнение столярных работ»

МДК.01.01. «Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ»

1 курс (2 года 5 месяцев)

Тема 1.1. «Виды и свойства древесины».

Урок № 3 «Макроскопическое строение древесины».

Цели:

Образовательные

Вооружить обучающихся основами знаний о макроскопическом строении древесины.

Познакомить обучающихся с ядровыми, безъядровыми и спелодревесными; кольцесосудистыми и рассеяннососудистыми породами древесины.

Научить определять по внешнему виду образцов породы древесины и их характеристики.

Развивающие

Развивать практические навыки умения самостоятельной и групповой работы.

Развивать умение анализировать, делать выводы, выделять главное.

Воспитательные

Воспитывать у учащихся чувство ответственности и рационального выбора материалов.

Способствовать развитию логического мышления и памяти.

Способствовать воспитанию высокого уровня экологической культуры учащихся.

Воспитывать у обучающихся культуру технической речи и привычку критически оценивать свои профессиональные знания.

Тип урока: комбинированный – изучение и первичное закрепление новых знаний.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, авторский цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – презентация PowerPoint с приложениями, образцы пород древесины, тесты, учебник – «Материаловедение для профессий, связанных с обработкой древесины», Б.А. Степанов, Академия, Academia, 2010,

Основные методы: словесные, использование наглядных пособий, постановка проблемы, практические, репродуктивные.

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая.

Опорные понятия:

Главные разрезы ствола:

поперечный разрез.

радиальный разрез.

тангенциальный разрез.

Основные части ствола, видимые на поперечном разрезе:

Пробковый слой.

Луб.

Камбий.

Заболонь.

Ядро.

Сердцевина.

Сердцевинные лучи.

Годичный слой.

Новые понятия:

Спелая древесина.

Ложное ядро.

Смоляные ходы.

Ранняя и поздняя древесина.

Сердцевинные повторения.

Сосуды

Структура урока:

Организационный момент. – 1 мин.

Постановка целей урока. – 1 мин.

Актуализация знаний (слайд 1). 9 мин.

Перечислите основные части дерева и их сырьевое значение? Слайд 4 «Основные части дерева и их сырьевое значение».

(Ответ: Листья (хвоя) – получают витаминную муку, лекарственные препараты.

Ветви – технологическая щепа для получения тарного картона и древесноволокнистых плит.

Ствол имеет основное промышленное значение. Ствол – получают бумагу, искусственный шелк, кино-и фотопленки, клей, лаки, смолы, виноградный сахар, этиловый спирт, древесный спирт, винный спирт, белковые дрожжи, целлофан, целлулоид, уксусная кислота, кожа, вата, мех, искусственное волокно, мел, взрывчатые вещества, вискозные и кордные нити, пластмассы, ванилин, активированный уголь, фурфурол (производство пластмасс, волокон, смол, медицинских препаратов), метанол, углекислота, глюкоза, креозот, метиловый спирт, древесный уголь.

Кора используется для дубления кож, получения медицинских препаратов, удобрений, изготовления пробок и теплоизоляционных материалов, строительных плит; из луба получают мочало, рогожи, веревки; кора березы – сырье для получения дегтя.

Корни используются как второсортное топливо; пни и корни сосны служат сырьем для получения канифоли и скипидара.)

Назовите основные разрезы ствола и как они выглядят на заготовках? Тест «Главные разрезы ствола» (JsTestMaker).

(Ответ: Разрез, перпендикулярный оси ствола и направлению волокон, образует собой торцевой или поперечный разрез. На данном разрезе хорошо просматривается структура древесины, а именно концентрические годовые кольца, сердцевина, сердцевинные лучи, разрез коры и луб.

Разрез, проходящий через середину ствола вдоль направления волокон древесины, образует радиальный разрез. При таком сечении годичные кольца также видны, но не в виде концентрических колец, а в виде параллельных полос.

Тангенциальный разрез, как и радиальный, направлен вдоль волокон, но проходит не через ось ствола, а на некотором расстоянии от нее. Иными словами данный разрез строится по хорде поперечного сечения. В тангенциальном разрезе годичные кольца имеют вид вытянутых вверх парабол, поскольку ствол с годичными кольцами сужается кверху.)

Назовите основные части ствола, видимые на поперечном разрезе? Слайд 5 «Строение древесины».

(Ответ: Прочность древесины зависит от объемной массы, содержания поздней древесины в годичных слоях, от направления внешней силы по отношению к направлению волокон, от наличия пороков и от влажности древесины.)

Какое влияние оказывает правильный выбор древесины на изготовление столярных изделий?

(Ответ: От правильного выбора древесины будет зависеть внешний вид изделия, его эксплуатационные качества и возможность качественной обработки.)

Ознакомление с новым материалом (слайд 2). 15 мин.

Рассказать о том, что такое макроскопическое строение древесины, об макроскопическом строении различной древесины: ядровых, безъядровых и спелодревесных; кольцесосудистых и рассеяннососудистых пород. Показать как выглядят различные породы. Объяснить как влияет правильный выбор древесины на изготовление столярных изделий.

Перед объяснением нового материала задать учащимся проблемные вопросы:

Скажите, все ли породы древесины выглядят одинаково?

(Ответ: Породы древесины различаются по цвету, по строению, по текстуре.)

Как вы думаете, есть ли разница какую древесину применять для изготовления различных столярных и плотничных изделий? Назовите примеры столярных и плотничных изделий и какая древесина применяется для их производства. Как вы думаете почему есть разница в применении той или иной породы?

(Ответ: Для изготовления различных столярных и плотничных изделий применяются разные породы. Например, для производства паркета применяются дуб, ясень, береза так как они твердые породы. Для производства вагонки применяется сосна и липа. Сосновую вагонку применять в бане и сауне нельзя, так как она пропитана смолой, которая при нагревании будет вытекать из древесины. Для изготовления деревянных домой применяют сосну, лиственницу, кедр и дуб, так как эти породы стойкие к загниванию и срок эксплуатации такого дома будет большим.)

Слайд 6 «Заболонь, ядро, спелая древесина».

Слайд 7 «Годичные слои, ранняя и поздняя древесина». Файл html «Годичные слои».

Слайд 8 «Сердцевинные лучи и сердцевинные повторения».

Слайд 9 «Сосуды». Файл html «Сосуды».

Слайд 10 «Смоляные ходы».

По ходу объяснения нового материала демонстрируются образцы пород древесины и даются пояснения.

Необходимый материал обучающиеся записывают в тетрадь.

Практическая работа обучающихся. – 5 мин.

Преподаватель предлагает обучающимся объединится в группы для совместной работы. Пользуясь базовым учебником (стр. 81-86 Таблицы 5,1 – 5,3 Макроскопические признаки основных пород), запишите какие породы относятся к заболонным, безъядровым, спелодревесным породам; кольцесосудистым и рассеянносоудистым породам.

Перечислите породы, которые являются заболонными…

Ответ: хвойные – сосна, лиственница, кедр; лиственные – дуб, ясень, ильм, тополь.

Перечислите породы, которые являются безъядровыми…

Ответ: лиственные: береза, клен, граб, самшит.

Перечислите породы, которые являются спелодревесным…

Ответ: из хвойных ель и пихта, из лиственных бук и осина.

Перечислите породы, которые являются кольцесосудистыми…

Ответ: дуб, каштан, ильм, вяз, карагач.

Перечислите породы, которые являются рассеянносоудистыми…

Ответ: береза, осина, липа.

Закрепление знаний (слайд 3): — 9 мин. (опрос учащихся)

1. Расскажите что мы видим невооруженным глазом на различных разрезах ствола дерева?

(Ответ: Пробковый слой, лубяной слой, камбий, заболонь, ядро, сердцевину, сердцевинные лучи, сосуды (у лиственных пород) или смоляные ходы (у хвойных пород), годичные слои (раннюю и позднюю древесину).

2. Тест «Ядро, заболонь и спелая древесина» (JsTestMaker).

3. Тест «Макроскопическое строение древесины» (Excel) .

4. графическое задание «Макроскопическое строение древесины».

Рефлексия. – 3 мин.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы раньше знали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Что не понравилось?

Постановка задания на дом. – 1 мин.

Задание на дом: выучить материал по конспекту.

Подведение итогов. – 1 мин.