Мы — Россияне

Тема урока: «Мы — Россияне»

Цель: Формирование целостного образа России как многонационального государства.

Задачи: способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

Основные термины:  

Оборудование : карта России

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Ход урока.

I Орг.момент.

1.Проверка отсутствующих, готовности к уроку

2.Психологический настрой.

3. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 10 классе.

- Чем отличается учебник от других учебников?

4. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама пела нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину. Тема нашего урока «Мы Россияне». -Назовите, символы нашей Родины. Как по – другому, называют россияне наш государственный флаг? Почему? (триколор: красный, синий ,белый)

Что изображено на гербе России?

Запишите тему урока. Сегодня вы узнаете:- Чем и кем богато наше Отечество;

- Что такое традиции и для чего они существуют.

II Изучение нового материала.

1. Беседа. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

-Почему Родину называют Отечеством? -Почему Матушкой?

2. Продолжение беседы.

Россия. — самая большая страна в мире, страна с древней историей. Россия – многонациональное государство.

Словарная работа: многонациональное государство.

Здесь проживают разные народы.

3. Работа с иллюстрациями.

Какие народы вы знаете? По мере того, как называют народы, учитель показывает картинки: изображения представителей народов в национальных костюмах.

В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.

4.Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор

У каждого народаЯзык свой и наряд.Один – черкеску носит,Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.Одним – милее осень,Другим – милей весна.А Родина Россия

У нас у всех – одна.

-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

-Все ли из перечисленных людей русские?  

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

5. Работа по учебнику

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся: стр. 4-5.

6. Работа в тетрадях.

Материальный мир – вещи, предметы, явления природы.

Духовный мир – знания, информация, отношения между людьми.

Задание: Найдите главную мысль текста «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений….

7. Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

III Закрепление

СинквейнВ первой строке заявляется тема или предмет ( одно слово).Во второй строке даётся описание темы/ предмета ( два прилагательных).Третья строка состоит из трёх глаголов, характеризующих действие темы/ предмета.Четвёртая строка представляет собой фразы обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме/ предмету.Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы / предмета ( одно слово).РодинаБескрайняя, великаяЗаботится, защищает, вдохновляетГде родился, там и пригодилсяМать

IV Итог урока: Оценки.

Рефлексия

Ребята, что вы нового узнали на занятии?

- Какие факты вам уже были известны?

Тема урока: «Что такое светская этика»

Цель:

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Плохо и хорошо.

Ход урока

Орг.момент.

Повторение пройденного материала

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Если человек следует культурным традициям, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Этика- это наука, которая рассматривает отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Аристотель- древнегреческий философ)

В Древней Греции все науки назывались философией. «Фило» — любовь, «София» — мудрость. Философия –любовь к мудрости.

Этика- часть философии, Этика – изучает мораль. Мораль – это привычки, обычаи, правила поведения. В русском языке от слов нравы произошло слово «нравственность»

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.  Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей стало как можно больше?

Надо ли наградить человека, сделавшего добро?

Как наградить?

 Как сделать жизнь людей лучше? 

В повседневной жизни мы часто оказываемся в ситуации выбора того или иного поступка, действия, стиля поведения. Как вам поступить:

Учитывать интересы окружающих нас людей или исходить из собственных желаний и потребностей?

Поделиться с тем, что у тебя есть, или всё оставить себе?

Заступиться, если в твоём присутствии хулиганы обижают беззащитного человека, или подумать о собственной безопасности?

Ответы на эти и многие другие подобные вопросы далеко не всегда даются нам легко и просто.

Как поступить?  Каждый день человек сталкивается с необходимостью выбора.

Нравственный выбор.

Чтобы принять правильное решение, а главное – сделать свой нравственный выбор, о котором потом не пришлось бы жалеть, нужно иметь чёткие представления о нравственных ценностях, или, как их именовали древние греки, об «этических добродетелях».

Кроме того, надо обладать такими качествами, как ответственность и воля, ведь в конечном счёте твой поступок – это всегда выбор между добром и злом.

И ещё нужно иметь в виду, что нравственный выбор должен быть свободным в своём проявлении, так как даже самый прекрасный поступок, совершённый по принуждению, не имеет нравственной ценности.

В обычной жизни принято считать, что всем хорошо известно, каким следует быть человеку, чтобы отвечать нормам общественной морали. К сожалению, эти представления часто выглядят следующим образом: — Ну, честным надо быть, добрым, трудолюбивым, в общем, человеком надо оставаться…

Светская этика предполагает

Светская этика предполагает, что человек сам может определить,  что такое добро, а что такое зло, что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими  людьми.

Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Работа по учебнику

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся: стр. 4-5.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Закрепление.

 то такое этика?

 Что значит светская этика и что она предполагает?

 Кто был основателем науки «Этика»?

 Что означает слово «мораль»?

 Что помогает понять светская этика?