Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

Рассмотрено Согласовано:Утверждаю:

На заседании ШМОна методическом совете Директор МОУ СОШ№6

Учителей естественно-научного циклаМОУ СОШ № 6_________________

МОУ СОШ № 6Протокол № 1

Протокол № 1«___»__________2011 гПоштаренко О.Г.

«___»________2011 гПредседатель МС«____»_________2011 г.

Руководитель ШМО_____________

__________ФИОЗ.Н. Рыбалко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для учащихся 7 класса

Составитель: Рябова Е. В.

2011-2012 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «биология»

Параллель (класс) 7

Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии

Пояснительная записка

Содержание программы приведено в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Адресат

Курс рекомендован учащимся 7 класса.

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Программа составлена на основе:

Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; животных своего региона;

значение видового многообразия животного мира;

роль животных в природе и жизни человека;

связи животных со средой обитания;

особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп;

отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;

основные систематические категории изучаемых животных;

роль животных в пищевых цепях в биоценозах;

влияние деятельности человека на животный мир;

редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных;

правила и нормы поведения человека в природе.

Уметь

объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; роль животных в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; пользоваться оптическими приборами (микроскопом, лупой, лабораторно-экскурсионным оборудованием); рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животные своей местности (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях), домашних животных, опасные для человека животных;

составлять цепи питания животных в биоценозах;

сравнивать: биологические объекты (представителей отдельных систематических групп: отделов) и делать выводы на основе сравнения;

определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить просветительскую работу по охране животных;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

оказания первой помощи при укусах животных;

выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Целевая установка

освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области экологии и биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде;

формирование у подрастающего поколения целостного естественнонаучного мировоззрения, воспитание бережного отношения к природе в условиях Кольского Заполярья, формирование активной жизненной позиции.

Структура программы

Содержание программы включает 3 раздела:

1. Одноклеточные животные.

2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

3. Тип Хордовые.

Формы организации учебного процесса

Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Перечень практических работ

1

П. р. №1. Изучение одноклеточных под микроскопом.

2

П. р. №2. Изучение капли мела под микроскопом.

3

П. р. №3. Изучение эвглены зеленой и вольвокса.

4

П. р. №4. Изучение простейших в сенном настое.

5

П. р. №5. Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры.

6

П. р. №6. Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя.

7

П. р. №7. Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам.

8

П. р. № 8. Внешнее строение членистоногих.

9

П. р. №9. Покровы и внешнее строение речного рака.

10

П. р. №10. Внешнее строение насекомых.

11

П. р. №11. Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек.

12

П. р. №12. Наблюдение за жизнью пчел и муравьев.

13

П. р. №13. Внешнее строение ланцетника.

14

П. р. №14. Наблюдение за аквариумными рыбами.

15

П. р. №15. Внешнее строение лягушки.

16

П. р. №16. Строение скелета лягушки.

17

П. р. №17. Внешнее строение ящерицы.

18

П. р. №18. Внешнее строение птицы.

19

П. р. №19. Строение скелета птицы.

20

П. р. №20. Строение перьев птицы.

21

П. р. №21. Внешнее строение млекопитающих.

Перечень лабораторных работ

1

Л. р. №1. Изучение простейших в сенном настое.

2

Л. р. №2. Знакомство с многообразием круглых червей.

3

Л. р. №3. Изучение представителей отрядов насекомых.

4

Л. р. №4. Внешнее строение, формы и окраски тела рыб.

В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)

Итоговый контроль

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

Формы контроля:

1. Текущий контроль «Одноклеточные животные», «Многоклеточные животные».

2. Текущий контроль «Беспозвоночные».

3. Текущий контроль «Рыбы – позвоночные животные».

4. Текущий контроль «Класс Земноводные».

5. Текущий контроль «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы».

6. Текущий контроль «Класс Млекопитающие, или Звери».

7. Годовой контрольный тест.

Объем и сроки изучения

Программа общим объемом 70 часов изучается в течение 1 учебного года.

Организация содержания образования

Содержание программы

Содержание программы соответствует примерной программе по биологии основного общего образования. (Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2008. – 99, [13] с.

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень

рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Мнемозина, 2009. — 272с.;

а также методических пособий для учителя:

В. В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. — М.: Дрофа, 2004, — 192с.;

Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. — (Дидактические материалы);

Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белых В. И. — М.: Издательский Дом ТЕНДЖЕР», 1997. — 56с.;

Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192с.;

Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004. — 160 е.;

Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель», 1996.-174с.;

Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);

Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004. — 272с.;

Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1999. — 304с.;

для учащихся:

Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. – СПб.:Специальная Литература, 1996. – 240с.: ил.;

Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 624с.: ил.;

Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. — М.: Мнемозина, 2000. — 206с.: ил.;

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. -704с.: ил.