Рабочая программа по географии 6-9 классы

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Утверждена

На заседании

педагогического совета

протокол №___ от ___.08. 2012г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ О. Д. Буриличев

Приказ от ___________ № _____

Рабочая программа

по предмету

«География» в 6 - 9 классах

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

Учитель: Раецкая Анжела Павловна

Рассмотрена на заседании

ШМО естественнонаучных дисциплин

протокол №__ от __.08. 2012г.

Рассмотрена на

методическом совете протокол №__ от __.08.2012г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Буриличева Н. О./

Заместитель директора по УВР: ______ /Климова Т.С./

г.Тула, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «География» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по географии, базовый уровень. (Примерные программы основного и среднего (полного) образования по географии, рекомендованные Минобрнауки РФ от 07.07.05. г. № 03-1263). Также использованы программы по географии (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы // Составитель Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009. – 128с.).

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» география изучается с 6 по 9 класс. Общее число часов – 68:

6 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

7 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

8 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

9 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).

Изучение географии на ступени основного общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Содержание школьного курса географии в 6-9 классах.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Структура школьного курса географии в 6-9 классах.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса географии по классам располагается следующим образом: в 6-7 классах изучается тема «География Земли»; в 8-9 классах – «География России». Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.

Одно из направлений преподавания географии – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемый учащимися при написании обучающих, проверочных и контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой, поиском необходимой информации в сети Интернет.

Уменьшение количества часов по предмету при дистанционной форме обучения предполагает самостоятельное изучение большого объема материала учащимися, поэтому задача учителя состоит в формировании у школьников умений работать с разными источниками биологической информации: находить географическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области биологии являются:

овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;

изложение содержания прочитанного текста;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

умение пользоваться географической терминологией и символикой;

решение элементарных географических задач;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

различение на карте мира крупнейших стран;

умение работать с разными источниками географической информации;

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптация к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.

Межпредметные связи на уроках географии.

При изучении географии осуществляются связи со следующими предметами:

химией (при изучении тем «Внутреннее строение Земли, минеральные ресурсы», «Минеральные воды», «Соленость вод Мирового океана», «Топливно-энергетический комплекс», «Металлургия», «Химическая промышленность»);

биологией (при изучении тем «Органические ресурсы Океана», «Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды», «Приспособление живых организмов к среде обитания», «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям», «Растительный и животный мир России», «Биологические ресурсы», «Агропромышленный комплекс»);

физикой (при изучении темы «Атмосферное давление»);

математикой (при изучении тем «Масштаб и его виды», «Роза ветров», «Методы определения численности населения», «Естественный прирост», «Россия на карте часовых поясов»);

историей (при изучении тем «Развитие географических знаний о Земле», «Основные пути расселения древнего человека», «История освоения и изучения территории России», «География религий»);

обществознанием (при изучении тем «Законы России об охране растительного и животного мира», «Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России»);

мировой художественной культурой (при изучении тем «Памятники природного и культурного наследия человечества», «Памятники Всемирного наследия на территории России»);

основами безопасности жизнедеятельности (при изучении тем «Опасные природные явления в литосфере, их предупреждение», «Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности», «Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, правила обеспечения личной безопасности», «Катастрофические явления природного характера»).

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по географии.

Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:

информационно-коммуникационная технология;

технология проблемного обучения;

развивающая технология;

тестовая технология,

а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование, устные и письменные задания, творческие задания).

В программу авторов внесены некоторые изменения:

В соответствии с приказом Департамента образования Тульской области от 07.08.2009г. № 1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования» география изучается с 6 по 9 класс. Общее число часов – 68:

6 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

7 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

8 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю);

9 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).

В связи с этим уменьшено время на изучение тем.

Разделы

Количество часов, предусмотренное авторами программы

Количество часов, предусмотренное рабочей программой

6 класс

Источники географической информации

4

1

Природа Земли и человек

28

15

Население Земли

3

1

Итого:

35

17

7 класс

Материки, океаны и страны

42

17

Итого:

68

17

8 класс

Особенности географического положения России

6

Природа России

28

Природно-хозяйственное районирование

36

Итого:

70

17

9 класс

1

Население России

8

14

Хозяйство России

26

1

Районы России

32

1

Россия в современном мире

2

Итого:

70

17

Основными формами контроля являются:

тестирование, проверяющее сформированность географических знаний;

изложение содержания прочитанного или прослушанного текста, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно и на слух.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «География» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»

6 класс (17 часов)

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (1 час)

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Раздел. Источники географической информации (часов)

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Геоинформационные системы.

Практические работы

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.

Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.

Составление характеристики карты.

Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинформационными системами.

Раздел. Природа Земли и человек (30 часов)

Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст