Рабочая программа по геометрии 7 класс_9343

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей на МС «МБОУ «СОШ № 4» Директор МБОУ «СОШ № 4»

_____________________________ протокол №__ от _________ Предеина Т.А.

Протокол № __ от _______ 20__ г. Зам. директора по УВР «___»_____________20____ г.

Председатель МО________________________

_____________________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

_____________________ГЕОМЕТРИЯ_______________________

наименование учебного предмета

_________основное общее образование__________

уровень, ступень образования

_______________________________1 год_______________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы Л. С. Атанасян, основного общего образования по алгебре В. Ф. Бутузов, С. Б. Кодомцев и др.

(наименование программы) (авторы программы)

Шамараева Ю.А.

кем (ФИО учителя, составившего рабочую программу)

Класс (ы): 7 абв

Учебный год 2012-2013

г. Корсаков

Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для обучающихся 7 х классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по авторской программе Л.С.Атанасяна с учетом примерной программы курса геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

Рабочая программа составлена на основе требований приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений» от 9.09.08 703- ОД.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы.

Закон РФ «Об образовании» № 112-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 гг.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.

Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.

Цель и задачи изучения курса геометрии в 7 классе с учетом особенностей МБОУ «СОШ № 4».

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:

Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.

Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых

Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.

Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

основного общего образования по алгебре.

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе в МБОУ «СОШ №4» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Ведущие формы и методы, технологии обучения,

средства проверки и оценки результатов обучения.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный, решение проблемно-поисковых задач.

Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

Механизмы формирования ключевых компетенций

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен:

Обладать базовыми компетенциями

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных событий на языке геометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочные и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

 . Обладать ключевыми компетенциями

Информационно-технологические:

умение при помощи реальных объектов и современных информационных технологий (включая учебную и справочную литературу) самостоятельно искать, отбирать, анализировать, классифицировать и сохранять информацию по заданной теме;

умение представлять материал с помощью творческих работ, докладов и рефератов;

умение использовать учебную и справочную литературу.

Коммуникативные:

умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

умение обмениваться информацией по учебным разделам, фиксировать её в процессе коммуникации.

Учебно-познавательные:

умения и навыки планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

умения и навыки решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

навыки исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

умения и навыки ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков (словесного, символического) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

умения и навыки проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование.

Обладать специальными компетенциями:

давать сущностную характеристику изучаемым объектам (геометрическим фигурам);

владеть специальной математической терминологией;

владеть навыками изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач;

владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:

угол, луч, прямая, отрезок;

треугольник и его виды;

медиана, биссектриса, высота;

признаки равенства треугольников;

признаки параллельных прямых;

свойства параллельных прямых;

аксиомы параллельных прямых;

соотношения между сторонами и углами треугольника;

неравенство треугольника;

свойства прямоугольного треугольника;

расстояние между параллельными прямыми;

построение треугольника по трем элементам;

окружность.

В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:

доказывать изученные теоремы;

проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;

знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;

знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;

знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;

уметь строить треугольник по трем элементам.

Формы контроля знаний, умений, навыков.

Устный опрос– устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.

Математический диктант письменная форма контроля, применяемая для проверки умения правильно понимать и записывать числа, математические термины и понятия.

Самостоятельная работа– письменная форма контроля, рассчитанная на 5 – 20 мин, применяется для оценивания уровня сформированности знаний и  умений по изучаемому вопросу в теме.

Практическая работа– форма контроля, применяется для оценивания умения выполнять определенные практические действия, применяя знания математики.

Контрольная работа– письменная форма контроля знаний, умений и навыков по изучаемой теме, рассчитана на выполнение в течение урока.

Контрольно-измерительные материалы(тесты)

Учебно-методический комплекс

Л.С. Атанасян и др. Геометрия 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010.

Л.С.Атанасян и др.. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 кл.– М.: «Генжер», 2010.

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса – М.: «Просвещение», 2006.

Л.С. Атанасян  и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя – М.: «Просвещение», 2009.

В.И. Жохов, Г.Д. Карташова, Л.Б. Крайнева. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации – М.: Мнемозина, 2009.

Тематический контроль по геометрии 7 класс. (к учебнику Л.С.Атанасян и др.) – М.: «Интеллект-Центр», 2010.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.

Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. В 1988 году учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.

Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.

Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).

В конце учебник есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель

Тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

1.

Начальные геометрические сведения

10

1

2.

Треугольники

17

1

3.

Параллельные прямые

13

1

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

2

5.

Повторение.

10

1 итоговая

Итого:

68

5+1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

- сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Перечень контрольных мероприятий:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

2.Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст