Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка ………………………………………………

стр. 2-3

2.

Учебно-методический план ………………………………………….

стр. 3

3.

Содержание курса …………………………………………………….

стр. 3-5

4.

Требования к уровню подготовки учащихся ……………………….

стр. 5-6

5.

Учебно-методическое обеспечение курса ………………………….

стр. 6

6.

Приложение …………………………………………………………..

стр. 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений Приморского края (ПИППКРО, 2005 г.) в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом образовательного учреждения.

Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.

Первый аспект — системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

Второй аспект данной общеобразовательной области — методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для обязательного изучения информатики и ИКТ на ступени основного общего образования, из расчета 1 учебного часа в неделю,

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты ;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

по плану

фактически

1.

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе

1 ч.

1 ч.

2.

Информация и информационные процессы

2 ч.

2 ч.

3.

Представление информации

3 ч.

3 ч.

4.

Компьютер как универсальное средство обработки информации

4 ч.

4 ч.

5.

Обработка текстовой информации

4 ч.

4 ч.

6.

Обработка графической информации

3 ч.

3 ч.

7.

Алгоритмы и исполнители

10 ч.

10 ч.

1 ч.

8.

Основы логики

6 ч.

6 ч.

1 ч.

9.

Повторение

2 ч.

2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Информация и информационные процессы2 часа

Предмет информатики. Общее представление об информации и информационных процессах. Основные виды информационных процессов (получение, хранение, передача и обработка информации) в деятельности человека, живой природе, технике.

Представление информации3 часа

Восприятие информации человеком. Виды информации (звуковая, визуальная, тактильная, вкусовая, обонятельная). Язык как знаковый способ представления информации.

Компьютер как универсальное средство обработки информации 4 часа

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией. Общее представление о компьютере (основные устройства, виды памяти). Основные принципы работы компьютера.

Обработка текстовой информации 4 часа

Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста). Форматирование символов и абзацев.

Практические работы:

Ввод и редактирование текста (правила набора текста).

Форматирование символов и абзацев.

Редактирование текста.

Обработка графической информации – 3 часа

Компьютерная графика. Основные возможности графического редактора. Работа с графическими примитивами. Создание редактирование изображений.

Практические работы:

Создание рисунка в графическом редакторе с использованием графических примитивов.

Редактирование готовых изображений средствами графического редактора.

Алгоритмы и исполнители 10 часов

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа).

Понятие исполнителя алгоритмов: назначение, среда работы, система команд. Исполнитель Черепашка. Программирование в среде Лого. Автоматизация деятельности человека. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.

Практические работы:

Составление алгоритмов, представление их различными способами.

Среда программирования Лого: интерфейс программной среды, основные команды.

Создание простейших рисунков в среде ЛогоМиры с использованием примитивов.

Составление линейных программ в среде ЛогоМиры.

Составление разветвляющихся программ в среде ЛогоМиры.

Контрольные работы:

Алгоритмы и исполнители алгоритмов

Основы логики6 часов

Основные понятия логики высказываний. Простое высказывание. Сложное высказывание. Основные логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ»). Таблицы истинности сложного высказывания.

Практические работы:

Определение истинности сложных высказываний, содержащих основные логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных высказываний.

Контрольные работы:

Логические выражения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения информатики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических структур: следование, ветвление, цикл;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных технологий;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

искать информацию с применением правил поиска в некомпьютерных источниках (справочниках, словарях, библиотеках);

пользоваться персональным компьютером;

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебник:

Информатика и информационно-коммуникационные технологи. Базовый курс: учебник для 8 класса, И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 1999

УМК:

Информатика. Задачник-практикум. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ, лаборатория знаний, 2003

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использованиебумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Информатика 9-11 классы. Интерактивный задачник. «Новый диск». 2005

Информатика и ИКТ. Л.Ф. Соловьева. Изд. «БХВ-Петербург». 2007