Рабочая программа по природоведению Природа Неживая и живая для 5-ых классов к учебнику_71740

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/А.Г. Ахтямзянова/

Протокол № 1

от « 29» августа 2012г.

1

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

_________/В.Г. Казанкова/

от «31» августа 2012 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Лицей №35»

___________/ Г.И. Зиятдинова/

Приказ № 75/13

от «01» сентября2012 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №35»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по природоведению

« Природа. Неживая и живая»

для 5 а,в,г классов

Составитель:

учитель второй квалификационной категории

Гильфанова Лилия Габделфатовна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 31 » августа_ 2012 г.

г. Нижнекамск

2012-2013 уч. год

Рабочая программа по природоведению

«Природа. Неживая и живая» для 5 а,б,в,г классов

к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой

Пояснительная записка.

Рабочая программа по природоведению для V класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.

1. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;

• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.

По Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение природоведения в 5 классах отводится 2 часа в неделю (70часов). По БУП РТ — 2 часа в неделю (70 часов). По БУП лицея– 2 часа в неделю, в год – 70 часов.

Реализация национально-регионального компонента на природоведения осуществляется путем изучения объектов природы своей местности, экологическими проблемами города и республики, ознакомлением работами авторов публицистических статей на актуальные темы в РТ при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.

Характеристика классов.

Все параллели 5-ых классов в лицей набраны из других школ города Нижнекамска на конкурсной основе.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа

Введение

3

3

Вселенная

7

7

Строение и свойства вещества

10

10

Воздух

8

8

Вода

4

4

Горные породы

4

4

Почва

5

5

Организмы

6

6

Растения

7

7

Грибы

2

2

Животные

7

7

Здоровье человека и безопасность жизни

5

5

Итоговые занятия

2

2

Итого:

70

70

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 70 часов

Введение (3 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Знать методы изучения природы, о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях.

Уметь проводить наблюдения, опыты, эксперимент; узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности.

1. Вселенная (7 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

■ Лабораторные работы

«Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.»

«Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий».

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; строение солнечной системы.

Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.

Практические работы

«Ориентирование на местности с помощью компаса»

«Ориентирование на местности по солнцу в полдень»

«Ориентирование на местности по солнцу и часам».

Знать стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта, ориентирование на местности, с помощью компаса,часам и солнцу.

2. Строение и свойства вещества (10 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

■ Лабораторная работа «Определение физических свойств: твердых, жидких и газообразных тел.»

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях.

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.

3. Воздух (8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

• Лабораторная работа: « Описание погоды за месяц и сезон»

«Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).»

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; основные характеристики погоды.

Уметь описывать погоду, проводить фенологические наблюдения.

4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

■ Лабораторные работы

«Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств». «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы; внутреннее строение земли, основные горные породы, виды полезных ископаемых.

Уметь давать определения понятиям и терминам

6. Почва (5 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Знать состав и свойства почвы; способы улучшения плодородия; влияние природных явлений на разрушении почв

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».

Знать о многообразии живого мира, разнообразии живых организмов своей местности, среды обитания организмов

Уметь работать с микроскопом

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

• Лабораторные работы

«Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах».

«Определение названий растений с помощью атласа-определителя.»

«Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений».

■ Экскурсия «Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)».

Знать о многообразии растительного мира, о значении растений в природе; строение цветковых растений.

Уметь составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

■ Лабораторная работа

«Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов».

Знать об особенностях строения и размножения грибов, многообразие грибов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст