Конспект урока Деревня — деревянный мир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

Урок на тему:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

По программе Б.Н. Неменского

4 класс

Павлова Наталья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

Старшая вожатая

п. Березайка

2012 год.

Цель:

Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2

Задачи:

Обучающие:

Создание учащимися композиции «Деревня»;

Обогащение словарного и понятийного запаса детей.

Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

Совершенствовать конструктивные навыки;

Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.

Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3

Материалы и оборудование:

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.

Музыкальный ряд:

Записи русских народных песен, русская народная музыка.

Зрительный ряд:

Изображение дома,

фотографии природы, деревянных изб,

элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.

План урока:

Проверка готовности к уроку

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов

Ход урока:

I.Орг.момент:

Я приглашаю вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу. Слайд № 4

Тема нашего урока:

«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»

2. Беседа по теме урока.

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

Всем ли понятно слово “гармония”?

Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.

В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов. Слайд № 5

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить.

Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» — теплое место). Слайд № 6

Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.

Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? Слайд № 7

Из дерева.

В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв. Слайд № 8

Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.

Фасад дома слайд № 9

Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».

Улица слайд № 10

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Учитель: С чего начинается Родина?

Ученики: с дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой Родины.

Учитель: тонкие березки, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнем, — все это такое близкое родное.

Делали из дерева отсюда, и пошло — ДЕРЕВНЯ.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Слайд № 11

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Слайд № 12

3. Практическая часть.

Задание: рисунок изображающий русскую деревню, выполняется группой детей .

Сегодня мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.

Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:

избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.

Давайте обратим внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. Совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу

Самый удачный вариант, при котором есть ближние и дальние дома, т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже.

Итог.

Выставка работ. Оценка.

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

Список литературы:

В. Елкин Дерево рассказывает сказки. — М., «Просвещение» 1978.

Н. И. Каплан т. Б. Митлянская Народные художественные промыслы .- М., Высшая школа, 1980 .

А. С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. –м. :Просвещение, 1981.

Неменский, Б. М. Твоя мастерская. — М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2003.

Половников, А. О. Русь деревянная. — М.: Просвещение, 1998.

Семенова, М. Древняя Русь в лицах. — М.: Просвещение, 1998.

Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. — М.: Агар, 1998.