Конспект урока Гидролиз соединений

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА В 11 КЛАССЕ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: ГИДРОЛИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

( 2 часа)

Цели:

Образовательные:

-сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей;

- научить ребят составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде; - учить определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли;

- продолжить развивать умения работать с таблицами, справочными материалами.

Развивающие:

- на примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;

- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Оборудование и реактивы: таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; таблица сильных и слабых электролитов; алгоритм составления уравнений реакций гидролиза солей;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

1) Гидролиз органических веществ (слайд 2-6)

2) Тесты (слайды 7-8)

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ЕГЭ

3) Обратимый и необратимый гидролиз (слайд 9)

III. Подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний и опыта

Гидролиз имеет большое практическое значение и основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания – электролитическая диссоциация.

Различают три типа сред: кислотную, щелочную и нейтральную:

Казалось бы, в растворах солей, при диссоциации которых не образуется ни ионов Н+, ни ионов ОН, окраска индикаторов меняться не должна. Практика, однако, показывает, что не только кислоты и основания, но и соли могут иметь – нейтральную, щелочную или кислую реакцию.

ОПЫТ:- испытание индикатором растворов солей: CuSO₄, ZnCl₂;BaSO₄, KCl;

Учитель: Почему растворы солей изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную?

Учащийся: Значит, в этих растворах есть ионы H+.Учитель: Откуда ионы H+ в растворе, если вы смешивали соль и воду?Учащийся: Наверное, из воды.Учитель: Как от воды могли отделиться ионы H+?Учащийся: Видимо, какая-то частица соли отрывает от молекулы воды частицу OH. Отрицательную частицу от молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.Учитель: Что же общего у катионов Cu2+, Zn2+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Ba2+, K+?Учащийся: Гидроксиды Сu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3 – cлабые основания, а Ba(OH)2, KOH – сильные. Сильные основания в растворе полностью диссоциируют на ионы.Затем вспоминаем, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль Na2CO3 образована сильным основанием NaОН и слабой кислотой H2CO3. Далее разбираемся, какими кислотами и основаниями образованы соли, например, Cu(NO3)₂, BaCl₂, Al₂S₃.

IY. Изучение нового материала

1) Гидролизом называется процесс взаимодействия вещества с водой .Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация соответствующих солей и воды. Вода незначительно диссоциирует на ионы Н+ и ОН, но в процессе гидролиза один или оба из этих ионов могут связываться ионами, образующимися при диссоциации соли, в малодиссоциированные, летучие или труднорастворимые соединения (молекулы или сложные ионы).  Происходит изменение реакции среды. Гидролиз идет по-разному в зависимости от силы кислоты и основания, образовавших соль. Гидролизу подвергаются только те соли, которые образуют при диссоциации ион от слабого электролита. Соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами гидролизу не подвергаются. Таким образом,

возможность протекания гидролиза соли определяется наличием иона от слабого электролита. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуются практически полностью, а в других случаях гидролиз идет незначительно.Соли многоосновных кислот и многокислотных оснований гидролизуются ступенчато, образуя при этом кислые и основные соли. Практическое значение обычно имеет только процесс, идущий по первой ступени, которым, как правило, и ограничиваются при оценке гидролиза солей (один моль ион слабого электролита взаимодействует только с одним молем молекул воды).

Реакцию среды при гидролизе определяет ион сильного электролита

Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:

гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион), соль образована сильной кислотой и слабым основанием

гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион), соль образована слабой кислотой и сильным основанием

совместный гидролиз – гидролиз по катиону и по аниону (в реакцию с водой вступает и катион, и анион), соль образована слабой кислотой и слабым основанием

СЛАЙДЫ 10-13

Рассмотрим различные случаи.

1) Гидролиз соль образованой сильным основанием и слабой кислотой  Na2CO3 (гидролиз по аниону) . (слайды 14-15)

Следует обратить внимание, что количественно вторая ступень гидролиза протекает в несравнимо меньшей степени, чем первая. Поэтому в ответе, при сдаче ЕГЭ, достаточно указать уравнение только для первой ступени.

2) Гидролиз соли образованной слабым основанием и сильной кислотой CuCl₂

(гидролиз по катиону). (слайды 16-17)

Гидролиз по второй ступени практически не протекает, так как накапливающиеся ионы Н+ препятствуют прохождению гидролиза по II ступени.

3) Гидролиз соли образованой слабым основанием и слабой кислотой Al₂S₃

(гидролиз по катиону и по аниону).

4) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой  NaCl.

( слайды 18-19)

5) РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ПРИРОДЕ

Преобразование земной коры

Обеспечение слабощелочной среды морской воды

РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Стирка Умывание с мылом

Мытье посуды Процессы пищеварения

(слайд 20)

V. Закрепление и первичная проверка полученных знаний

ТЕСТЫ (слайды 21-22)

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.

Слайды 23-27

Слайды 28-29 – создание проблемной ситуации.

VI. Подведение итогов

В заключение урока, отмечам, что в рамках школьного курса в реакциях гидролиза солей нет ничего чрезмерно сложного для понимания. Здесь используются общие правила написания ионных уравнений, общие представления о смещении химического равновесия, общий поход к номенклатуре солей, краткий и удобный алгоритм написания уравнений. Хочется надеяться, что изложенный материал поможет вам при подготовке и сдаче ЕГЭ.

VII. Домашнее задание.