Конспект урока Вулканизм и землетрясения

Урок географии в 6-м классе по теме «Вулканизм и землетрясения«

Дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления блока новой учебной информации и способов деятельности на основе проблемного обучения в форме индивидуальной с элементами общеклассной и групповой работы, с ориентацией на умения давать прогноз процессов вулканизма и землетрясений.

Цели урока:

Образовательные:

базовый уровень — понятия – “вулканизм”, “землетрясение”; представления об эпицентре, очаге землетрясения, о происхождении вулканов;

повышенный уровень — классификация вулканов по периодичности и типу извержений;

углублённый уровень – закономерности размещения землетрясений и вулканизма.

Развивающие:

базовый уровень – описывать процессы землетрясений и вулканизма и объяснять причины их возникновения на основе разных источников информации (учебник, электронное приложение, дополнительная литература географического содержания); показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений (сейсмические зоны);

повышенный уровень – классифицировать вулканы по периодичности и типу извержений; моделировать правила поведение людей в опасной ситуации.

углублённый уровень – устанавливать закономерности размещения вулканов и землетрясений на основе сопряжённого анализа карт; оценивать (прогнозировать) возможность проявления изучаемых процессов на поверхности земли на основе полученных знаний;

Воспитательная:

формирование мировоззренческой идеи о постоянном развитии земной коры, формирование коммуникативной, рефлексивной, социальной и информационной компетентности.

Коррекционные:

создать условия для речевого общения учащихся на уроке.

расширить речевую практику учащихся.

уточнить значение известных слов, обогатить словарный запас школьников.

учить преодолевать недостатки произношения.

Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного изложения.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Методы познания: математический, картографический, сравнительный, оценки и прогноза.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, парная, индивидуальная с ориентацией на формирование ключевых компетентностей и компетенций.

Средства обучения: раздаточный материал с заданиями, тетрадь-тренажёр, атласы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение.

Ход урока

Технологическая карта

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

1. Организационный (1 мин.)

Фразы по РСВ

с/сберегающий аспект

Проверка готовности рабочих мест, ЗУА, слуховых аппаратов

Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала, состояние ЗУА, слуховых аппаратов

 

2. Актуализация

(3 мин.)

Фразы по РСВ, с/сб. аспект

1.Учитель проецирует на экран водиофрагмент извержения вулкана. Предлагает прочитать задание № 2 стр.11 в тетради-тренажёре.

О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? 2. Что вы уже знаете о вулканах? Выполните задание № 9 стр. 35, сравните свою работу с рисунком в учебнике № 4.24. на стр. 60, при необходимости внесите исправления и дополнения.

3. Очень часто извержение вулкана сопровождается землетрясением. Какие ассоциации у вас вызывает слово “землетрясение”?

1. Выполняют задание №2 стр.11 в тетради-тренажёре. Определяют и записывают в тетрадь тему урока.

2. Выполняют задание № 9 стр. 35.

3. Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка.

Электронное приложение

Тетрадь-тренажёр стр.11, №2 (первый уровень), № 9 стр. 35 (первый уровень)

Целеполагание и мотивация (5мин.)

Фразы по РСВ, использование ЗУА, с/сб. аспект

Вы уже имеете представление о таких природных явлениях как вулканизм и землетрясения. С опорой на рубрику “Вы узнаете” (дополнительная лит-ра), сформулируйте, пожалуйста, цели урока.

Предполагаемый вариант ответа: сегодня нам предстоит выявить причины возникновения вулканов и землетрясений, закономерности их проявления на территории земли; узнать какое влияние оказывают эти процессы на безопасность и жизнедеятельность людей

Дополнительная лит-ра

Первичное усвоение материала

(15 мин.)

Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ,

с/сб. аспект – физ.минутка

1.Учитель предлагает учащимся работу с маршрутным листом (МЛ). Приложение 1 задания 1, 2, 3

2.Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу “Типы вулканов” и объясняет особенности различных типов вулканов. Предлагает выполнить задание в МЛ № 4.

3. Учитель проецирует на большой экран репродукцию К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”. Комментарий учителя – Приложение 2.

4. Доклады учеников: “Город, в котором остановилось время”, “Города — призраки”.

5. Очень часто извержения вулкана сопровождаются землетрясением. Комментарий учителя Приложение 3.

Учитель предлагает выполнить задание в МЛ № 5.

6. Чтобы уменьшить количество жертв нужно уметь предсказывать землетрясения. Сообщение учащегося “Прогноз землетрясений”.

Выполняют задания в маршрутном листе. Взаимопроверка.

Выступления учащихся: “Город, в котором остановилось время”, “Города-призраки”, “Прогноз землетрясений”. Оценивание в группе

Электронное приложение для сопровождения выступлений учащихся (слайд-шоу)

 

 

Осознание и осмысление учебной информации

(10 мин.)

Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ,

с/сб. аспект

1. Учитель предлагает сопоставить карты атласа “Плиты литосферы”, “Землетрясения”, “Вулканизм”. Какой вывод можно сделать на основе анализа этих карт?

2. Как вы думаете, возможны ли на территории Вологодской области такие процессы как землетрясения и извержение вулканов? Объясните почему.

3. Учитель рассказывает о возможности тектонических движений на территории Грязовецкого района

1. Проводят сопряжённый анализ карт атласа. Делают вывод о закономерностях проявления изучаемых процессов на планете.

2. Оценивают возможность проявления изучаемых процессов на территории Вологодской области

Самооценка

 

Первичное закрепление учебного материала (6 мин.)

Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ, с/сб. аспект

1. Предлагает выполнить задания в тетради-тренажёре № 7 стр. 39, № 8 стр.39 обозначить вулканы на к/к. (работу выполняют в парах).

2. Задание № 6 в МЛ.

1. Выполняют задания в тетради-тренажёре № 7 стр. 39, №5 стр. 42 и задание № 6 в МЛ.

Взаимопроверка

задание в тетради-тренажёре № 9,10 стр.35 (первый уровень), № 5 стр.42 (второй уровень)

Информация о домашнем задании (3 мин.)

Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ,

с/сб. аспект

Прочитать текст учебника стр.44-48 и ответить на вопросы №1-4

Задания в тетради-тренажёре № 9,10 стр. 40, №5 стр. 42

Опираясь на данные таблицы, нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы, подписать ключевым словом или выражением.(по желанию)

 

Выставление оценок, их обоснование

 

Рефлексия (5мин.)

Фразы по РСВ, с/сб. аспект

1. Вулканизм и землетрясения опасные природные явления, уносящие ежегодно тысячи человеческих жизней, однако, разрушение – это только внешняя сторона вулканизма. Какие положительные стороны вулканической деятельности вы могли бы назвать.

2. Какие бы рекомендации вы дали своим сверстникам, проживающим в сейсмически активных районах земли, во время землетрясения.

1. Примерные варианты ответов:

После извержения остаётся много пепла – очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи, поэтому вулканические районы густо заселены людьми. Вулканы являются поставщиком минералов, строительных материалов. К районам вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра, а также многочисленные геотермальные источники. Все оболочки земли формировались в определённой степени из продуктов вулканической деятельности

2. Составляют правила поведения во время землетрясения (работа в группах)

 

Источники информации для подготовки сообщений (презентаций) учащихся:

Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы. – М. : Просвещение, 1994

Гритченко Н. В. Вулканы, горячие источники, вулканы. – Журнал “География в школе”, 2000, № 4.

Федорова Н. К., Мельникова Т. Н. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии. — Журнал “География в школе”, 2000, № 4.

Электронное приложение УМК “Сферы”.

Материалы интернет ресурсов.

Приложение 1. Маршрутный лист.

Тема : Вулканизм и землетрясения

1. Прочитайте текст учебника стр. 60, выпишите определение понятий:

Вулканизм -_______________________________________________________________________________________________________________________________

Вулканы — ________________________________________________________________________________________________________________________________

По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? _________________________________________________ ___________________________________________

2. Используя текст учебника и электронное приложение, выпишите продукты вулканических извержений:

3. Заполнить схему:

4. Запишите типы вулканических извержений:

5. Прочитайте текст учебника стр. 44-45 и выпишите определения понятий:

Землетрясения-_________________________________________________________________________________________________________________________________

Очаг землетрясения- ____________________________________________________________________________________________________________________________

Эпицентр — ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сейсмограф — __________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте задание в тетради-тренажёре, сопоставьте рисунки с данными таблицы, определите силу землетрясения в баллах. Свой ответ обоснуйте.

Сила землетрясений по 12-бальной шкале.

Баллы

Характеристика землетрясения

1

Не ощущается. Отмечается только специальными приборами

2

Очень слабое, ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжёлых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стёкла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий

6

Сильное. Качается тяжёлая мебель, бьётся посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы, разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озёр выплескивается вода.

11

Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи и мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами

12

Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны.

Это интересно.

На земном шаре ежегодно случается до 150 разрушительных землетрясений, около 7000 – сильных, 19000 – умеренных, 150 000 слабых и несколько миллионов – очень слабых, улавливаемых лишь чуткими приборами.

7. Домашнее задание:

Прочитать текст учебника стр.44-48 и ответить на вопросы №1-4

Задания в тетради-тренажёре № 9,10 стр. 40.

Опираясь на данные таблицы, нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы, подписать ключевым словом или выражением (по желанию).

Приложение 2.

Большое полотно “Последний день Помпеи” (длиной 641 см и высотою 456 см), написанное в 1833 г. русским художником К.П. Брюлловым, имело огромный успех в Италии, а затем и в России. Художник изображает гибель города при извержении вулкана Везувий. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребёнком спешат покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж – безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой женщина, к телу матери жмётся чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнаётся сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, К. П. Брюллов подчёркивает трагичность неминуемой гибели, бессилие перед стихией.

О том, какие события легли в основу этой картины мы узнаем из доклада “Город, в котором остановилось время”.

Это происходило почти 2 тыс. лет назад. А теперь давайте посмотрим, происходит ли такое в наше время. Доклад “Города-призраки”.

Приложение 3

Нашу планету периодически “лихорадит”: то в одной, то в другой её части происходят землетрясения, считающиеся с незапамятных времён страшным бичом человечества. Как и другие стихийные бедствия, люди считали землетрясения проявлением божьей кары – наказанием за грехи, неверие, богоотступничество. И потому каждое сильное землетрясение объявляли “божьим предупреждением” о грядущем наказании. В качестве примера приводилась легенда о гибели городов Содома и Гоморры, находившихся якобы в долине реки Иордан. Здесь люди жили в роскоши и забыли Бога. И он покарал их: “И пролил господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сиих, и все произрастания земли…” — говорится в Книге Бытия. А на месте поверженных городов разлились воды Мёртвого моря.

Учёные не отрицают, что в основе легенды лежит какое-то событие, действительно некогда случившееся в этом районе.

ГОУ Грязовецкая специальная (коррекционнаябщеобразовательная школа – интернат II вида

Урок географии в 6-м классе по теме

«Вулканизм и землятрясения«

2010 г.

Комплексный анализ урока: «Вулканизм и землятрясения«

Класс: 8 класс II отделения

Тема урока: «Вулканизм и землятрясения«

Тип урока и его структура: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного изложения.

1. Данный урок проводится по теме «Литосфера» третьим после изучения темы «Горные породы и минералы» для дальнейшего понимания основ формирования и изменения земной коры, рельефа, влияние и взаимосвязь с другими оболочками.

2. В классе пять учеников, из них учатся хорошо четверо: Колпиченкова О., Мухин А., Кузнецов С, Жбанов В. Один ученик – Коноплев В. относится к слабоуспевающим. Все учащиеся класса, кроме Жбанова В. спокойные, уравновешенные, любят предмет. Жбанов В. требует к себе постоянного внимания, поэтому к нему необходим индивидуальный подход. Все ребята имеют разную степень НСТ, следовательно на уроке использовалась ЗУА, предъявлялись фразы для РСВ, словарная работа, применялось больше наглядности.

3. Цели урока соответствовали поставленной дидактической цели и успешно достигнуты с учетом трех уровней: базового, повышенного и углубленного, т.е созданы условия для восприятия, осмысления блока новой учебной информации и способов деятельности на основе проблемного обучения в форме индивидуальной с элементами общеклассной и групповой работы, с ориентацией на умения давать прогноз процессов вулканизма и землетрясений с учетом всех особенностей учащихся.

4. Для достижения дидактической цели использованы обучающие методы (частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.; методы познания (математический, картографический, сравнительный, оценки и прогноза и формы организации познавательной деятельности: общеклассная, парная, индивидуальная с ориентацией на формирование ключевых компетентностей и компетенций.

5. Время, отведенное на все этапы урока было распределено рационально, логичны «связки» между этапами. Главный этап – изучение нового материала (первичное усвоение). Следующий этап — осознание и осмысление учебной информации является связующим звеном для закрепления, то есть позволяет еще раз повторить материал.

6. В соответствии с целями были выбраны и средства обучения: раздаточный материал с заданиями, тетрадь-тренажёр, атласы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение.

7. На уроке был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся. На разных этапах урока применялись такие формы и методы, как самооценка, взаимопроверка, оценивание в группе, обоснование оценки ( доказать, почему такая оценка). Неправильные ответы, недочеты, были разобраны и выполнена работа над ошибками. Учащимся предлагались разноуровневые задания.

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся было благоприятным, проявлялась заинтересованность ребят в изучении этой сложной темы, настроение после окончания урока у ребят было бодрое и радостное.

9. Результаты урока я оцениваю как положительные, то есть на « отлично», так как удалось ли реализовать все поставленные задачи урока. (91 балл)

Схема анализ урока (по Малеву).

Что оценивается

Баллы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст